Перед созданием темы или сообщения следует прочесть:  Правила форума
1234

Автор Тема: Огинский, Короткевич и культурное наследие.  (Прочитано 4770 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
26 июля Танчики и Глорики окунулись в прошлое, заглянули в будущее и вернулись в настоящее.

Спасибо Оле за поддержку, за компанию! Не испугались оранжевого уровня, сплошных гроз на карте синоптиков! Поехали буквально "туданезнаюкуда"...

Увидели то, что не ожидали даже!
А то, к чему стремились, иногда и не впечатляло.
Открыли новые знаки, новые точки на глобусе.
Восхитились восстановленными костелами и церквями.
Вдохнули природную красоту, запах лесов и мягкую нежность обволакивающего озера.
Почувствовали дыхание старых развалин.
И увидели то, что не дай Бог увидеть развалинами...


Пока еще ясное небо





но вот уже и что-то в небе хмурится...





и верные спутники следом  ;D


« Последнее редактирование: 01 Август 2017, 22:43:42 от Тан4ик »

Оффлайн Глория

  • неважно какой ты снаружи, главное какой ты внутри .
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 22737
  • Благодарностей: 564
  • Пол: Женский
Тан4ик,   :-* одна из классных и запоминающихся поездок!!

Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
Первым пунктом стал Раков.

Это сейчас Раков - малозаметное местечко под Минском. А когда-то это было Раковское графство! Последним из хозяев которого был Огинский, именно тот, который высупал на стороне Костюшко! Именно тот, который "Великий подскарбий Великого княжества Литовского" - министр финансов, по-нашему. Именно тот, который никак не мог смириться с разделами Речи Посполитой. Тот, который за свои личные деньги снарядил 2500 человек на это восстание, а казну не тронул.
Тот Огинский, который с болью и надрывом написал произведение "Прощание с Родиной", более известное как Полонез "Огинского".


Михал Клеофас Огинский.
С него мы начали наше путешествие, им же и закончили. А звуки полонеза несли нас на волнах истории, разгоняя тучи и разоружая молнии


На въезде в Раков находится Святой Источник. По легенде, в те времена в Ракове жил больной и слепой человек. Однажды ему привиделась Дева Мария, которая приказала ему выйти на окраину поселка. Будучи немощным, он заблудился в лесу, но вышел к источнику, в котором умылся и напился воды. Чудом его болезни отступили, он прозрел и увидел ярко сияющую икону, которая получила название Раковской иконы Пресвятой Богородицы.
Икона долгое время хранилась в церкви, которая была построена на месте чудесного явления Божией Матери. Однако во время Первой мировой войны она была вывезена в Россию. Сейчас в храме хранится её копия.
Сам источник в Ракове облагорожен, около него есть часовенка, входные ворота и парковка для машин. Часовня над источником была возведена в 1993 году. Считается, что вода из криницы помогает при болезни глаз. Любопытно, что этот источник никуда не впадает. Он выходит из земли и через 150 метров обратно уходит в землю.







Жаль, поздновато узнали об этом  :D
Виталик помнил из недавней поездки с танцевальным коллективом, что здесь останавливались, но не вспомнил, почему.  :-X

А так бы, конечно, умыли глазоньки свои  ;D
Придется еще раз туда ехать   ;D ;D ;D

Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
Первое упоминание о Ракове в письменном источнике относятся к 1465 году, когда король Казимир Ягеллончик подарил его одному из Кежгайлов. С течением времени Раков переходил от одного магнатского рода к другому. Веками жили здесь люди разных национальностей и вероисповеданий. В 1686 году здесь облюбовали себе место доминиканцы, с 1702 года – орден базилианов. В 1793 году здесь была построена униатская церковь, которая в переделанном виде сохранилась до наших дней (сейчас это Свято-Преображенский собор).






Рядышком примостилась кафешка с декоративной мельничкой




И перед кафешкой памятный знак - деревянный крест, воздвигнутый в честь 1000-летия православной церкви в Беларуси.








Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
Раков - интересное местечко. Даже просто побродить - столько всего!!!

Вот улитку увидели, ползущую через дорогу... жаль, пролетевшая вскорости машин размазала ее по асфальту..





ничем не примечательный двор  ;D с кольцом для мяча





Очень-очень любопытный домик! Создан из различных видов камней, плиток, облицовок!!!



Оффлайн Фиджa

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 18169
  • Благодарностей: 1049
  • Пол: Женский
Спасибо за фото :)
Первая моя Церковь в которую я зашла и что-то перевернулась, у тогда еще подростка, с яркомалиновыми окрашенными губами, боевой раскрас.
Очень люблю этот город, детством пахнет, рядом были пионерские лагеря, убегали и бродили по городу)
Мама Ивана 1998, Ильи 2000, Марии 2009, Софии 2012, Елизаветы 2015

Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
К началу второй мировой Раков был довольно-таки еврейский городок.
Эта территория принадлежала Польше, а граница с СССР - всего в полутора км проходила. Ну и как же этим не воспользоваться? В 1939 году Раков даже носил гордое звание столицы контрабандистов, города шпионов и спецслужб.

Что случилось с евреями во время гитлеровского нашествия, объяснять не надо...

В 2005 году открыли памятник жертвам Холокоста. Мы туда не ходили.
Памятник представляет из себя скульптуру "дерево с обрубленными ветвями". В память о евреях, сожженных в синагоге 4 февраля 1942 года


картинка из тырнета:


========================




А здесь - чисто мои предположения, домыслы, выводы на основе прочитанных исторических сведений.




После окончания Второй мировой войны уцелевшие евреи Европы прилагали огромные усилия для увековечивания памяти об убитых родных. Но уцелевшим советским евреям (в том числе и белорусским) во времена советской власти делать это было несравненно сложнее в силу её антисемитского характера. Поэтому инициатива увековечивания памяти о Холокосте исходила только снизу, а органы власти всеми способами противились их осуществлению, понимая, что такая деятельность укрепляет коллективное еврейское национальное самосознание.

Сожженная синагога находилась рядом с костелом. И поэтому крест-память возник именно рядом с костелом.
И он же послужил прообразом памятника 2005 года.





Я нигде не могу найти точное описание этого Креста... Но он весьма необычен для католицизма... Поэтому долгие поиски привели к таким выводам.



=======================================









Католический приход в Ракове основан в 1676 году, тогда же был построен первый храм. Через 10 лет в Ракове был основан доминиканский монастырь, при котором существовал деревянный храм. Церковь дважды, в 1712 и в 1812 годах сгорала, но снова отстраивалась. В 1835 году монастырь в Ракове был закрыт. Монастырский храм был превращён в приходской костёл.
В 1904—1906 годах на месте деревянного был построен неоготический каменный храм из жёлтого кирпича, освящённый во имя Богородицы Святого Розария. После второй мировой войны храм не действовал, в здании располагался магазин и склад. Богослужения возобновились лишь в начале 1990-х годов, когда здание было возвращено Католической церкви. В 1993 году в храме проходила реставрация.






« Последнее редактирование: 30 Июль 2017, 17:00:08 от Тан4ик »

Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
Справочники, да и Виталик тоже  ;D , рекомендуют посетить частный артмузей-галерею







Но мы все же отправились дальше.










Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
Следующая точка на глобусе - Першаи.

Встречает нас капитальнейшим ремонтом дороги  ;D





Впервые поселение упоминается в 1492 году, с 1493 года собственность виленского епископа Войцеха. В 1545 году здесь основан католический приход.

С 1858 года имение принадлежало роду Тышкевичей, которые выстроили в Першаях усадьбу. Жаль, в 2013 году ее разобрали окончательно...









В 1933 году на месте старого деревянного католического храма выстроено каменное здание храма св. Юрия








Сильно мы там не задерживались, поэтому и сейчас останавливаться надолго здесь не буду. А по следам графов Тышкевичей поехали дальше :)


« Последнее редактирование: 30 Июль 2017, 17:30:58 от Тан4ик »

Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
Существует такая легенда происхождения названия “ВОЛОЖИН”. Когда-то очень давно здесь жил молодой парень. Был он очень сильным и добрым. Когда люди к нему обращались с какой-либо просьбой о помощи, например, построить забор, починить крышу дома или вскопать огород, этот парень никогда никому не отказывал. Звали его Янка, а за силу его люди дали ему прозвище – Волат. Когда пришла его пора, Янка-Волат женился на хорошей девушке, построил дом на высоком холме и стал жить-поживать. Он по-прежнему помогал людям, был ко всем добр и безотказен. Люди любили Янку и тоже чем могли помогали ему. Но через некоторое время молодая жена Янки-Волата заболела и, не дожив до годовщины свадьбы, умерла. Почернел Янка от горя, потерял интерес к жизни. Продал свой дом, скотину. Люди, чтобы поддержать его в горе, стали чаще звать его к себе, якобы для того, чтобы он помогал им. Но ненадолго Янка пережил свою супругу и вскоре тоже умер. Через некоторое время люди заметили, что травы, собранные на холме, где раньше жил Янка, помогали от разных болезней, и, вообще, место это было каким-то счастливым, удачным. А когда кто-то спрашивал людей с этой местности откуда они, все отвечали, что живут они там, где раньше “Волат жил”. Сочетание этих слов со временем трансформировалось и получилось название города – ВОЛОЖИН.






Во второй половине XV в. Воложин принадлежал семейству Монвидов, первых воевод Виленских; затем перешел к Гаштольдам. В 1542 г. Станислав Гаштольд, воевода Троцкий и Новогрудский, муж Варвары Радзивилл, умер бездетным. Воложин перешел во владение короля Сигизмунда Старого.








Воложин кочует из рук в руки: то ВКЛ, то Российская Империя, потом Польша, потом СССР... Опять же, евреи, гетто, множество еврейских древних кладбищ...



На въезде в Воложин установлен памятник в честь освобождения от немецко-фашистских захватчиков











В центре Воложина - просто изумительная табличка  ;D
И где я?  ???







Но вернемся в начало 19 века. Встречаем Тышкевичей! В это время здесь строятся комплекс дворцовых корпусов Тышкевича с парком, костёл с брамой-звонницей, синагога, древняя церковь (1866), торговые ряды и др.


Еще в 1850 году на кладбище г.Воложина тщанием графа Тышкевича была построена каменная часовня, относящаяся к расположенному в то время в городе бернардинскому монастырю. После того, как костел был обращен в православную церковь, богослужений в часовне не совершалось.
В 1885 году она была передана православному Свято-Иосифовскому приходу. Через год на пожертвования прихожан в часовне был устроен иконостас и заменена крыша. И 20 октября 1886 года наместник Виленского Свято-Духова монастыря архимандрит Варсонофий освятил отстроенную часовню в честь Преображения Господня. В последующем она была известна как Спасо-Преображенская Воложинско-Капустинская кладбищенская часовня.
Долгие десятилетия в течение ХХ века храм постепенно разрушался, на месте крыши его росли деревья. В середине 90-х годов ХХ века при поддержке городских властей храм был оштукатурен снаружи и внутри и накрыт кровлей. 19 сентября 2008 года Митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин освящения Спасо-Преображенского храма.









Костёл Святого Иосифа был возведён в 1816 году на месте прежнего деревянного костёла, построенного в XVII в. при монастыре бернардинцев и пострадавшего во время пожара.

Новое каменное задание отличалось строгими классическими формами и богатым убранством. В его нишах некогда были установлены величественные скульптуры евангелистов. Под хорами располагалась семейная усыпальница Тышкевичей, где был похоронен и основатель храма И. Тышкевич. В 1864 г. костёл был закрыт российскими царскими властями и переосвящён в православную церковь. В 1921 году, после того как Воложин вошёл в состав Польши, храм вернули католикам. После Второй мировой войны церковь закрыли по приказу советских властей. В здании находилось производственное помещение, размещались склады. Лишь недавно, в конце XX в., храм был возвращён верующим католикам.













Место построения дворцово-паркового ансамбля, который должен был стать резиденцией Иосифа Тышкевича, было выбрано не случайно. Именно на этом месте раньше располагалось средневековое замчище.
Вероятно, силы могущественные сконцентрированы на этом месте. Поэтому сейчас во дворце квартируется военная часть с милицией, экспертизой и прочими важными государственными управлениями.








Мы настороженно и с опаской заходили во двор  ;D
А уж рассмотреть младшего брата дворца вблизи вообще посиснялися  :-X
Это второй дворец Тышкевичей, он стоит прямо напротив, сейчас там располагается за колючей проволокой еще более суровое управление  ;D

И вот еще один корпус бывшей усадьбы:



ну в нем сейчас райисполком  ;D
« Последнее редактирование: 30 Июль 2017, 18:16:57 от Тан4ик »

Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
Церковь Святых Константина и Елены в Воложине строилась более десяти лет (1856-1866 гг.)
Освящён новый храм был епископом Александром Ковенским 18 июля 1866 года в честь Святых Константина и Елены. Интересно, что за день до этого состоялось переосвящение другого храма - костёла Святого Иосифа, который в 1864 году забрали у католиков, о нем рассказывалось выше.

В 1875 году при церкви Святых Константина и Елены существовала богадельня. Жило в этом заведении четыре человека, которые содержались на пожертвования прихожан. В 1876 году в церкви был произведен капитальный ремонт, а в 1883 году в помещении церковной богадельни была открыта церковно-приходская школа.

Первая мировая война не прошла Воложин стороной. Так, в результате пожара, возникшего в ходе боевых действий 1918 года, дотла сгорела "матерь Воложинских церквей" - церковь Святого Параскевы. Однако церковь Святых Константина и Елены, которая во время военных действий не получила абсолютно никаких повреждений, по-прежнему была открыта для прихожан. Церковь Святых Константина и Елены в Воложине и во время Второй мировой войны не пострадала.







Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
Но самой редкой архитектурно-культурной реликвией является иешива.
На территории Восточной Европы это было первое высшее духовное училище, занимающееся подготовкой раввинов. Ее называли «Эм Ха-Ешивот», что в переводе с иврита означает «мать иешив».
Иешива – это иудейское высшее религиозное заведение, предназначенное для изучения Талмуда и подготовке учёных к званию раввинов. Иешива – это центр иудейской мысли и место воспитания духовной элиты еврейства. Иешива в Воложине возникла по инициативе Илии-гаона (раввин, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства, основатель литовского направления в иудаизме). Преподавать в иешиве должен был его лучший ученик – Хаим Воложинский (уроженец этих мест). Так Воложину суждено было стать центром, куда на протяжении столетия направлялись еврейские юноши для расширения своих знаний.
Работа по открытию иешивы началась в 1803 году, а занятия здесь официально начались только через три года - в 1806 году. Под руководством раввина Хаима в училище сначала обучалось около десятка юношей. Однако слава об учебном заведении стремительно распространялась и вскоре сюда начала съезжаться молодежь из разных уголков мира. За время своего длительного существования иешива по разным причинам закрывалась три раза, но всегда снова возобновляла свою деятельность, продолжала развиваться. Школа вмещала в своих стенах до 400, а иногда и больше слушателей.

Иешива в Воложине была известна своими строгими правилами. Сюда принимали только тех, кто проявлял особые способности в понимании Талмуда. Слушатели иешивы находились на полном материальном обеспечении. Каждый ученик должен был участвовать в коллективной утренней молитве, которая начиналась в 8 часов. Затем наступало время завтрака. Время от 10 до 13 часов отдавалось изучению Талмуда. После часового обеда опять наступало время молитвы, а затем до 20 часов продолжались занятия. После вечерней молитвы и ужина часть учеников занималась вплоть до полуночи, остальные отдыхали до трех часов ночи, после чего снова начиналась учеба. Кроме официальных занятий, обитатели иешивы в обязательном порядке занимались самообразованием.

Официально иешива в Воложине была закрыта в 1896 году, так как царское правительство потребовало введения русского языка в программу преподавания, изучения светских предметов и ограничения учёбы до 10 часов. Однако фактически училище продолжало свою деятельность вплоть до 1939 года. Глава иешивы вместе с последними 60 учениками были расстреляны фашистами в 1941 году недалеко от города. Сохранившееся здание в настоящее время передано еврейской общине.








Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
Воложин теперь не просто точка на глобусе. Вспомнили, как оттуда стартовали в Налибокскую пущу к Зюзе Поозерному  ;D






Достопримечательность тоже  ;D Еврооптов мы видели больше, чем памятников Ленину  ;)





А дорога дальше сквозь леса и поля зовет





Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
ОН звал, ОН манил... Место, где делалась история. Место, полное тайн, жестокости, интриг.. Место, которое почему-то многие не ассоциируют с сегодняшней Беларусью. Когда говорила, что хочу съездить сюда, многие спрашивали: а есть ли виза за границу?  ;D






А сейчас многабукаф  :)



 Начало истории Крево теряется в глубокой древности. Человек на наших землях появился давно. Об этом свидетельствуют многочисленные курганы, городища, найденные здесь древние орудия труда, украшения.

    Вначале здешние земли населяли балтские племена. Позже здесь появились славяне-кривичи.

    Некоторые ученые считают, что и само название Крево образовалось от слова кривичи. Другие же полагают, что оно произошло от имени верховного литовского языческого жреца Крево-Кревейте. Возможно также, что название поселения образовалось от литовского слова krievi, что обозначает топь, болото. На самом деле, местность рядом с речкой Кревлянкой еще до недавнего времени была сильно заболоченной.

    Легенда же рассказывает, что название пошло от слова кровь. Будто бы в давние времена в этих местах произошло жестокое сражение, после которого вода в местной речушке долгое время была красной от крови. Поэтому речку назвали Кревлянкой, а поселение, которое здесь возникло позже - Крево.

    Впервые Крево упоминается в немецкой хронике 13 столетия как центр Нальшанской земли. С этого времени название поселения неоднократно фиксируется в различных летописях, документах и на картах.

    Очевидно, что ко временам существования Нальшанской земли, а возможно, и к более ранним, относится Кревское городище.

    Когда-то городище было приспособлено для обороны и жилья. На нем имелись деревянные укрепления, за которыми местные жители во время набегов прятались от неприятеля. Чтобы удержать длительную осаду, здесь был вырыт глубокий колодец, остатки которого можно было видеть еще в XIX веке. У подножья городища до нашего времени сохранились следы древнего кладбища.

    Со времен Нальшан до нас дошли следующие сведения.

    В 1258 году на эти земли напали войска волынского князя Васильки Романовича и монголо-татарского хана Бурундая. В 1263 году налышанский князь Довмонт убил основателя Великого княжества Литовского Миндовга. Когда же в 1264 году сын Миндовга Войшелк завоевал Нальшаны, Довмонт бежал в Псков, где был избран князем. А Нальшаны вошли в состав Великого княжества Литовского и перешли в подчинение полоцкому князю Герденю.

    В конце XIII - начале XIV веков участились набеги крестоносцев Тевтонского Ордена на наши земли. Старые деревянно-земляные укрепления, такие как Кревское городище, уже не могли сдерживать натиск одной из лучших в Европе армий. Поэтому в это время на западной границе Великого княжества Литовского вместо них строятся мощные каменные замки, среди которых - Кревский. Считается, что его строительство начато великим князем Гедемином.








    Кревский замок был возведен в долине среди высоких холмов, в месте слияния речки Кревлянки и ручья. В плане замка лежит неправильная трапеция. По диагонали располагались две башни. Та, которая побольше - Княжеская, находилась в северо-западном углу замка и выступала за периметр стен. Такое расположение башни содействовало лучшей обороне, потому что позволяло во время штурма держать под обстрелом северную и западную стены замка.








    Княжеская башня имела не менее трех этажей и подземелье- тюрьму. Покои князя находились на втором этаже. Окна здесь были шире и выше, а стены были расписаны фресками. Особенностью Кревского замка является то, что здесь впервые в истории белорусской архитектуры жилье располагалось в каменном здании.






    Вторая башня была меньших размеров. Вероятнее всего, ее построили позже первой.

    Стены замка возведены из камня. Снаружи они выложены кирпичом. Вход в замок находился с северной стороны. На замковом дворе располагались жилые и хозяйственные постройки. В западной части находился пруд с водой. От одной башни к другой вела дорога, вымощенная камнем.











    Замок имел довольно большую внутреннюю площадь, здесь во время набегов неприятеля находили убежище не только войска, но и мирное население.

    На протяжении веков Кревский замок являлся свидетелем многих важных исторических событий. Особенно бурно они развивались здесь в XIV столетии.

    В 1338 году великий князь литовский Гедимин, распределяя наследство, отдает Крево своему сыну Ольгерду. В 1345 году сам Ольгерд занимает великокняжеский трон в Вильно, и Крево переходит его сыну Ягайло.

    После смерти Ольгерда права на великокняжеский трон стали оспаривать Ягайло и брат его отца Кейстут. Между ними начинается упорная борьба.

    В 1382 году Ягайло удалось захватить Кейстута и его сына Витовта в плен. Кейстута привезли в Крево и заточили в темницу замка. На пятую ночь пленения старый князь был задушен слугами Ягайло по приказу своего хозяина.

    Подобная судьба, вероятно, ждала и Витовта. Его также привезли в Крево и поместили в ту же темницу, где находился до смерти его отец. Однако Витовту удалось бежать. Произошло это следующим образом. Имея разрешение посещать узника, жена Витовта Анна пришла к нему однажды вечером со своей служанкой. Витовт переоделся в платье служанки и вышел вместо нее вместе с женой. Стражники не приметили подлога, и Витовту удалось без препятствий покинуть Кревский замок.
















    Самым же важным событием, которое прославило Крево на всю Европу, было подписание Кревской унии, династического союза между Великим княжеством Литовским и королевством Польским. Согласно этому акту, заключенному 14 августа 1385 года, великий князь литовский Ягайло брал в жены четырнадцатилетнюю польскую королеву Ядвигу и становился польским королем. Со своей стороны, Ягайло обещал принять католичество и обратить в эту веру всех литовцев-язычников.

















Оффлайн Тан4икАвтор темы

  • Зачарованный
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21438
  • Благодарностей: 534
  • Пол: Женский
На территории Великого Княжества Литовского в 13 веке массово строились оборонительные укрепления и защищённые замки, так называемый «Каменный пояс», Кревский замок - один из кирпичиков этого пояса.














И камушек







А мы... мы как-то не сговариваясь выбрали одежки  ;D