Mnogodetok.BY

Уютный семейный очаг => Духовное богатство => Православие => Тема начата: Фиджa от 03 Май 2013, 13:37:36

Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Фиджa от 03 Май 2013, 13:37:36
Похвала и лесть (Из наследия Оптинских старцев)

Оптинские старцы предостерегали: опасно как хвалить, так и принимать похвалу.

Преподобный Макарий наставлял:

«Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы, по учению святых отцев».

Старец советовал помнить поучения святых отцов о похвале как тонкой козни вражией:

«В приписываемой тебе похвале есть тонкая кознь вражия, чтобы тебя обольстить, а ты, поминая свое страстное устроение, смирением сокрушай козни сии».

Преподобный Амвросий предупреждал:

«Похвала не на пользу. Ужасно трудна похвала».

Предостережение тем, кто часто хвалит окружающих

Преподобный Никон предостерегал:

«Хвалить кого-либо в лицо нельзя. Можно большой вред принести душе этого человека. Надо иметь рассуждение. В некоторых случаях допускается даже неправду сказать – ради пользы человека».

Речь не о тех, кто старается подбодрить собеседника или утешить страдающего, а о тех, кто хвалит, имея в виду свою собственную выгоду или желание польстить.

Если вас хвалят

Преподобный Макарий учил при похвале мысленно укорить себя, признать себя «хуже всех», чтобы не повредиться духовно:

«При похвале же вас от других берегитесь своей, или паче бесовской, похвалы, но мысленно считайте себя хуже всех, то и не повредитесь от не принадлежащих вам похвал».

Преподобный Амвросий наставлял:

«Сказать хвалящей: не хвали, а то после рассоримся. Святой Лествичник велит опасаться таких людей. Лучше принять злословившего человека».

Старец советовал, когда тебя хвалят, не отвечать на похвалу, не противоречить и не спорить:

«Когда хвалят, то на это не обращать внимания, не отвечать и не спорить. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие – ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы всё-таки есть в тебе. Да и те, которым будешь противоречить, не поверят».

Преподобный Иосиф давал следующий совет: присмотреться к самому себе: что вы чувствуете при похвале? Если удовольствие, то это говорит о недостатке смирения:

«Чувствуешь удовольствие, когда хвалят? Это и показывает, что нет… смирения. Надо скорее каяться в этом чувстве».

Старец учил убегать от похвалы, самого себя не хвалить, а при похвале прибегать к самоукорению:

«Если люди хвалят, ты сама укоряй себя».

«Доброе дело делай, но от похвалы убегай и себя не хвали. Когда же что сделаешь, то думай о себе, яко неисправна есть, ибо сделала только то, что должна была сделать, да вспоминай, сколько опустила, – тогда и не будешь хвалиться».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Фиджa от 03 Май 2013, 13:39:29
ПОХВАЛА И ЛЕСТЬ

Я питал вас молоком, а не твердою пищею.
1 Кор. 3, 2

Очень мудрую и интересную формулировку нашего поведения в отношении окружающих нас дает прп. Исаак Сириянин, который пишет:

«Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя, оказывать ему честь выше меры его. Целуй его руки и ноги, обнимай их часто с великой честью, возлагай их на глаза себе и хвали его даже за то, чего он не имеет.

А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее, и что ни есть досточестного. Ибо этим и подобно этому привлечением его к добру заставишь его стыдиться от той чести, которую ты оказываешь ему, и посеешь в нем семена добродетели.

От такой приобретенной тобою привычки на тебе отпечатается добрый образ, ты приобретешь в себе высокое смирение и без труда преуспеешь в великом. А сверх того, если чествуемый тобой и имеет какой недостаток, то легко примет от тебя исправление, пристыженный той честью, какую ты оказал ему.

Пусть всегда будет у тебя этот нрав — ко всем быть благоприветливым и почтительным. Никого не огорчай по причине злых дел и никому не завидуй. Не берись кого-либо и в чем-либо порицать и обличать».

Некоторые положения из этого замечательного наставления прп. Исаака могут вызвать недоумение. Преподобный велит в глаза человека «хвалить его даже за то, чего не имеет».

Но ведь это будет неправдой, здесь будет то, что называют лестью! Вместе с тем, говоря так, мы будем, возможно, развивать у ближнего тщеславие?

Чтобы понять эти кажущиеся противоречия, приведем аналогию.

Полезны ли лекарства? Чаще всего лекарство — это яды и могут только вредить здоровому организму. Но принятие их в соответствующей дозе вылечивает болезнь. Следует учесть также, что те, кто нас окружает, в громадном большинстве духовно больны (грехом) и требуют лечения.

Нелегко найти путь к их сердцу. А без этого ни наши слова, ни наш пример не будут на них действовать. И только стяжав их глубокое расположение к себе (а если возможно, и любовь), мы получим возможность влияния на них и через это достигнем и их исправления. Вот ради такой великой цели, следуя добродетели рассудительности, и рекомендует прп. Исаак и преувеличение, и потворство тщеславию.

Об этом свидетельствует и игумения Арсения, исходя из своего собственного опыта:

«Похвала, иногда и просто по-человечески приятная и ласкающая самость, бывает полезна как ободряющая унывающий дух.

Бывало, при матушке (старица Ардалиона Усть-Медведицкого монастыря) почувствуешь уныние духа от понятия и ощущения полной греховности и немощи своей и придешь к матушке с просьбой, чтобы она похвалила меня и уверила бы меня в моей способности к спасению.

Матушка действительно начнет уверять, и так серьезно и сильно, что я поверю — и утешусь и ободрюсь.

И не боялась она поблажить самости, но и ее употребляла как оружие, спасающее против уныния, наносимого иногда силою вражьего. Так “десными” и “шуиями” соделывается наше спасение».

Здесь следует, однако, оговориться. Применять в жизни указание о пользе похвалы прп. Исаака Сириянина и игумении Арсении целесообразно лишь для духовно немощных христиан, требующих ободрения и поощрения на узком пути ко спасению.

В том же случае, когда христианин идет ко спасению достаточно твердыми шагами и не нуждается в костылях, то слова похвалы могут быть ему и во вред, всевая в него прилоги гордости и тщеславия.

Как пишет прп. Иоанн Лествичник, «одним святым свойственно без вреда слышать себе похвалы».

Схиархимандрит Софроний так пишет об этом: «Благодать Божия не допускает истинного христианина говорить своему собрату похвалу, которую даже совершенные нередко не могут понести без вреда. Похвалы говорятся только в том случае, когда кто-либо изнемогает от отчаяния».

Также Оптинские старцы считали, что похвала в лицо может принести вред душе христианина.

Поэтому подвижники благочестия боялись похвалы, боясь превозношения и потери смирения, а с ним и благодати Господней. Старец Анатолий Оптиной пустыни услыхал, что о. Иоанн С. видел его в видении, молящегося в сослужении ангелов. Услышав это, о. Анатолий даже захворал; затем он постился и молился, чтобы Господь изгладил из его ума мысль о слышанном.

Н. Е. Пестов
Современная практика православного благочестия. Слово к ближним.
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Фиджa от 03 Май 2013, 13:45:38
Афонский старец Паисий

Леденец похвалы и пустота тщеславия

Хвастовство

- Геронда, в ком сидит гордость, тот всегда объявляет о добре, которое делает?
- Объявляет или не объявляет, всё равно скрытое самодовольство в нём сидит!
На днях пришёл ко мне один человек. Говорил всё о себе да о себе и то и дело вставлял: «Говорю это во славу Божию». Рассказывает-рассказывает… «Говорю это во славу Божию». Я аккуратно замечаю: «Может, немного и твоей славы тут есть?» «Да нет же, — отвечает, — всё во славу Божию…» Получается, человек пришёл не для того, чтобы рассказать о том, что его волнует, а чтобы поведать о своих достижениях «во славу Божию», хотя на самом деле он всё рассказывал ради своей собственной славы.

Во всяком случае, человек всегда теряет, если сообщает другим о сделанном им добре и гордится сделанным. Только без толку трудится, ещё и осуждается. Один человек, который готовился стать священником, за сорок дней до хиротонии удалился в глухой монастырь. Спустя тридцать восемь дней ему нужно было выйти из монастыря в мир. И он из кожи вон лез, чтобы вернуться в монастырь и «отсидеть» ещё два дня, чтобы потом говорить, что провёл в монастыре сорок дней перед хиротонией. Ведь и Моисей, прежде чем получить десять заповедей, пробыл на Синае сорок дней!.. Потом он всем говорил: «Я перед хиротонией провёл в уединении сорок дней». Но разве так приходит благодать? Да лучше бы он просидел двадцать, или пятнадцать, или вообще ни одного дня, чтобы не иметь повода хвалиться, что просидел сорок дней, — больше бы благодати получил.

- Геронда, апостол Павел говорит. «Хваляйся, о Господе да хвалится» (1Кор. 1,31). В такой похвале может быть гордость?
- Нет. Как же в ней может быть гордость? Не гордость, а славословие, благодарность Богу. Если мы считаем за великую честь и за благодеяние то, что Благой Бог устроил так, что мы стали христианами, то в этом нет никакой гордости. Если, допустим, кто-то считает особым благословением и радуется, что Бог дал ему хороших и благочестивых родителей, то это не значит, что человек хвалится мирской похвалой. Это значит, что он испытывает благодарность Богу.

Человекоугодие

- Геронда, я часто чувствую неудовлетворённость и обиду.
- Что за обиду?
- Да вот думаю: «Почему люди не понимают, скольких усилий мне стоит сделать такое-то дело, и не проявляют ко мне уважения?»
- Когда человек делает что-то со смирением и любовью и не находит понимания, то, естественно, может почувствовать обиду, хотя это и неправильно (по крайней мере, в этом случае есть некоторые смягчающие обстоятельства). Но, когда человек требует от других признания, это уже хуже. Это проявление эгоизма, ощущения своей правоты, человекоугодия.
Насколько возможно, действуй со смирением. Делай то, что делаешь, любочестно, ради Христа, а не из человекоугодия или тщеславия, дабы услышать похвалу от людей. Когда человек не принимает похвалы от людей, а трудится только ради Бога, то Бог награждает его в этой жизни, подавая в изобилии Свою благодать, а в будущей дарует блага рая.

- Геронда, а может к любочестию примешиваться человекоугодие?
- Диавол, который хочет всё осквернить, может через человекоугодие похищать у человека часть любочестия. У человека есть здоровое честолюбие — любочестие, но если он не будет внимателен к себе, то заразится человекоугодием, и потом, что бы ни делал такой человек, это не будет приносить плода. Это всё равно что черпать воду дырявым ведром. Но если человек осознает, что любое дело, которое делается из человекоугодия, пустое, то у него сразу отпадёт всякое желание делать что-либо напоказ. Его глаза не захотят видеть почестей, а уши слышать, что о нём говорят другие.

- А я вот не могу различить, где в моих поступках любочестие, а где человекоугодие.
- Чистое видно сразу. Когда человек руководствуется любочестием, то имеет внутреннее извещение, то есть ощущает внутри покой, тишину, а человекоугодие приносит в душу беспокойство и смущение.

- Геронда, помысел говорит мне, что я впадаю в искушения из-за того, что моё сердце не принадлежит всецело Богу.

- Да, частью его владеет человекоугодие. Постарайся, чтобы ни в одно твоё благое дело не вклинивалось человекоугодие, дабы получать вознаграждение за труд полностью, без удержаний в пользу тангалашки, и наслаждаться в полной мере внутренним миром. Анализируй мотивы своих поступков, и как только заметишь, что действуешь из человекоугодия, сразу же его отсекай.

Если будешь подвизаться таким «добрым подвигом» (1Тим. 6,12), то освободишься от мирских побуждений, центром которых является человеческое «я». Тогда всё пойдёт как надо и не будет у тебя искушений ни внешних, ни внутренних, а будешь ты наслаждаться внутренним миром.

- Геронда, меня огорчает мой застой в духовной жизни. Мне бы хотелось каждый день идти вперёд.

- Знаешь, как бывает иногда? Люди хотят избавиться от страстей и стать лучше не для того, чтобы угодить Богу, но чтобы нравиться другим. Вот ты, например, хочешь стать лучше и совершенствоваться в духовной жизни. А ты подумала, почему ты этого хочешь? Для того чтобы стать ближе к Богу или чтобы казаться лучше прочих сестёр? Допустим, что ты стараешься приходить в церковь раньше других. А почему? Для того чтобы не опаздывать на службу, потому что так правильно или чтобы приходить первой и получать похвалы от сестёр? Духовный человек думает о том, чтобы нравиться Богу, а не людям «Если бы я хотел нравиться людям, — говорил апостол Павел, — то не был бы рабом Христовым» (Ср. Галл.1.10).

- Геронда, я всегда боюсь, как бы ни пасть в глазах людей, но не думаю о том, чтобы ходить правильно перед Богом Как сделать так, чтобы всегда иметь страх Божий?
- Нужно трезвение. В любом действии, даже в самом малом, в центре должен быть Бог. Обрати всё своё существо к Богу. Если ты возлюбишь Бога, то твой ум постоянно будет занят размышлениями о том, как Ему угодить, как нравиться Богу, а не о том, как нравиться людям. Это тебе поможет освободиться от тяжёлых оков человекоугодия, которые являются для тебя препятствием к более высокой жизни. И когда ты станешь радоваться тому, что падаешь в глазах людей, то будешь внутренне услаждаться Сладчайшим Иисусом.

Леденец похвалы

- Геронда, я услышала похвалу и…
- Ну и что? Нас что должно волновать? Как другие к нам относятся или как к нам относится Христос? Другие будут для нас движущей силой или Христос?
Ты серьёзный человек, так не веди себя легкомысленно. Меня часто, в том числе и люди важные, хвалят, а меня от их похвал тошнит. Я смеюсь про себя и отбрасываю их похвалы подальше. И ты тоже, лишь услышишь что-то подобное, сразу отбрасывай подальше от себя. Это вещи гнилые! Что мы приобретаем оттого, что другие нас хвалят? Только то, что завтра-послезавтра над нами будут смеяться тангалашки? Человек, который радуется, когда другие его хвалят, обманывается бесами.

Если человек повреждён, то есть заражён гордостью или предрасположен к ней, то любые похвалы, «мирские» или «духовные» (относящиеся к телу или к душе), вредны. Поэтому лучше просто так других не хвалить. Ведь если человек слаб духовно, то своей похвалой мы ему только навредим, он может погибнуть.

Похвала как наркотик. Например, человек, который начинает произносить в храме проповеди, может после первого раза спросить других, удалась ли проповедь, на что ему следует обратить внимание, чтобы не причинить вреда слушателям. Другой человек, чтобы его ободрить, может сказать: «Ты хорошо говорил, только на то-то, мне кажется, стоит обратить внимание». Но потом склонный к гордости проповедник может дойти до того, что будет спрашивать мнение других только, чтобы услышать от них похвалу. И если ему скажут: «Да, хорошая была проповедь», — он обрадуется. «Вот как меня хвалят», — будет думать он и надмеваться. Но если ему скажут: «Плохая проповедь», начнёт переживать. Видите, как тангалашка одним лишь леденцом похвалы обманывает человека? Сначала человек спрашивает с добрым расположением, чтобы понять, в чём он должен исправиться. А потом начинает спрашивать мнение других, чтобы услышать похвалу, которая доставляет ему радость!

Если вы радуетесь и испытываете чувство удовлетворения, когда вас хвалят, и расстраиваетесь и вешаете нос, когда вам делают замечание или говорят, что такое-то дело вы сделали не очень хорошо, то знайте, что это состояние мирское. И волнение ваше мирское и радость мирская. Человек духовно здоровый радуется, если ты ему скажешь: «Это у тебя плохо получилось», потому что этим ты помогаешь ему увидеть свою ошибку. Он признаёт, что сделал дело не очень хорошо, поэтому Бог его просвещает, и уже в следующий раз он сделает его хорошо. Но опять же будет считать, что не он сделал его, а Бог. «Что я один мог бы сделать? — говорит такой человек. Если бы Бог мне не помогал, я бы делал одни несуразности». У такого человека правильное устроение.

- Геронда, как сделать так, чтобы мы чувствовали себя одинаково, и когда нас хвалят, и когда ругают?
- Если возненавидите мирскую славу, то с одинаковым расположением будете принимать и похвалу, и поношение.

Тщеславие

- Геронда, почему я ощущаю внутри пустоту?
- Это от тщеславия. Когда мы стремимся возвыситься в глазах людей, то ощущаем внутри пустоту — плод тщеславия. Ведь Христос приходит не в пустоту, а в сердце обновлённого человека. К сожалению, часто люди духовной жизни часто стремятся приобрести добродетель, но ещё хотят иметь и что-то, что питало бы их гордость, — общественное признание, привилегии и т. д. Так у них в душе появляется пустота, пустота тщеславия. Нет полноты, нет сердечной радости. И чем больше в них растёт тщеславие, тем больше увеличивается пустота в душе и тем больше они страдают.

- Геронда, отчего происходит тяжесть, которую я испытываю в своём делании?
- Не подвизаешься со смирением. Тот, кто подвизается со смирением, не встречает трудностей в своём делании. Но когда у человека есть духовные устремления, сопровождаемые тщеславием, тогда в душе возникает тяжесть.

Остальные страсти не так сильно препятствуют нам в духовном восхождении, если мы смиренно призываем милость Божию. Но когда тангалашка нас уловляет тщеславием, то завязывает нам глаза и принуждает идти за собой по узкой и опасной тропинке, тогда-то мы и ощущаем в душе тяжесть, потому что находимся в области действия тангалашкиных сил.

Духовная жизнь не то, что мирская. В мирской жизни, чтобы, например, какое-либо предприятие имело успех, необходимо сделать хорошую рекламу, распространить эти, как там, буклеты, постараться сделать так, чтобы о тебе узнали. Но в духовной жизни «предприятие» будет успешным, только если человек возненавидит мирскую славу.

- Геронда, как отогнать тщеславные помыслы?
- Радуйся вещам противоположным тем, к которым стремятся мирские люди. Только, имея устремления противоположные мирским, можно действовать в области духа. Хочешь, чтобы тебя любили — радуйся, когда на тебя не обращают внимания. Хочешь почётное место — садись на скамейку. Ищешь похвал — возлюби уничижение, дабы ощутить любовь уничиженного Иисуса.

Ищешь славы — стремись к бесчестию, чтобы ощутить славу Божию. И когда ощутишь славу Божию, тогда почувствуешь себя счастливым и будешь иметь в себе радость, большую радостей всего мира.

Старец Паисий Святогорец «Страсти и добродетели. Слова. Том V»
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Miranda от 03 Май 2013, 16:30:43
Некогда старцы сидели за обедом. Авва Алоний стал прислуживать им. Старцы, видя это, похвалили его, но он ничего им не отвечал. После один из них наедине спрашивает его: " Почему ты не отвечал на похвалы старцев?". Авва Алоний говорит ему: " Если бы я отвечал им, то показалось бы, будто я почитаю себя достойным похвалы".
Древний Патерик.
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Miranda от 03 Май 2013, 16:41:43
Когда хвалители наши или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множества наших беззаконий и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу. Прп. Иоанн Лествичник.

Мы должны вспоминать сказанное: ХВАЛЯЩИЙСЯ ХВАЛИСЬ О ГОСПОДЕ, ибо апостол, достигнув и великой меры, не хвалился в себе, но взывал говоря: ... благодатию Бижиею есмь то, что есмь. Тому воистину да будет слава и великолепие во веки, аминь. Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. 
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Miranda от 03 Май 2013, 16:47:45
"Если кого-нибудь хвалят, не должен ли он отвечать, говоря как бы со смирением?"- " Молчать гораздо полезнее. Ибо если кто отвечает, то это значит, что он принимает похвалу, а сие есть уже тщеславие, ибо если он те же слова, которые сам говорит о себе, услышит от другого, то не может перенести их". Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк.
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: игорь от 14 Май 2013, 14:32:44
 :)
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Колибри от 14 Май 2013, 14:46:01
ЕСЛИ БЫ МОЛЧАНИЕ РЕШАЛО ЭТУ ПРОБЛЕМУ.......
ну наверное преподобные отцы не пустословили а испытали все на своем опыте...
ЕСЛИ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ СМИРЕННО ПРЕД ГОСПОДОМ ТО ХОТЬ ОТВЕЧАЙ ХОТЬ НЕТ ВСЕ ОДНО ГРЕХ.
Не так просто иметь сердце смиренное, надо прежде много потрудиться, вот преподобные отцы и предлагают молчание- как один из шагов в направлении ко смиренному сердцу
ХВАЛЯЩЕМУ НУЖНО ЗАПРЕТИТЬ ХВАЛИТЬ НАС И ВЗОР И ХВАЛУ ЕГО НАПРАВИТЬ ТОМУ КТО ЕДИН ДОСТОИН НАШЕМУ БОГУ.
надо исправлять не кого-то, а себя. Потому что - какая польза нам будет, если мы не имея искушений не научимся бороться с ними. Нет искушений- душа наша не крепнет и не трудится для Бога. Пусть хвалит кто-то, а мы должны воспринимать это так, как нас учат святые: "горе мне, потому что если хвалит меня ближний, значит я ничто перед Господом" - примерно так.
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: игорь от 14 Май 2013, 15:05:22
 :)
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Колибри от 14 Май 2013, 15:47:06
Я НЕ ДУМАЮ ЧТО СТАРЦЫ ПРИ ВСЕМ УВАЖЕНИИ К НИМ БОЛЕЕ СВЕДУЩИ ЧЕМ ХРИСТОС

Нет не более сведущи, но неужели вы думаете, что Господь - говорящий через пророков в Ветхом Завете, а после Своей Смерти, Воскресения и Вознесения, через апостолов, молчит 2000 лет???

ХРИСТОС ОТВЕЧАЛ СЛОВАМИ ИЗ БИБЛИИ.
Что есть Библия? Кроме всего прочего - это слова пророков, через которых говорил Христос. Почему вы считаете, что святые, полностью посвятившие свои жизни Христу не несут истины?

БОДРСТВОВАТЬ И МОЛИТЬСЯ ЧТО БЫ НЕ ВПАСТЬ В ИСКУШЕНИЕ
Так святые никогда не говорили о том, что это не нужно, наоборот ставили это во главу угла.

И ХВАЛЯЩИХ ОБЛИЧИТЬ НУЖНО РАДИ ЛЮБВИ К НИМ Т.К ГРЕХ ИХ ВЕДЕТ К ГИБЕЛИ

Обличать ради любви к ним? На мой взгляд слова обличать - и ради любви - уже как-то слегка противопоставлены. Это во первых, а во-вторых смириться и обличать - это вообще вещи противоположные, см. ниже Смирение - "Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях." В-третьих - грех того, что они не видят руки Божией во всем? Пока Господь не откроется им - они и не поймут этого, а обличая - мы можем только оттолкнуть их от Господа! Имеем ли мы право! Единственное, что мы можем сделать - попросить их не хвалить нас - указывая на свое недостоинство (но следует быть аккуратным и в этом, т.к. говоря так, мы на самом деле можем гордиться их словами, и тем, что мы такие смиренные). Думаю, что именно поэтому преподобные отцы и говорили о молчании!!!
Смертные грхи и добродетели: свт. Игнатий Брянчанинов:
                                     
Цитировать
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
7 (семь) смертных грехов и противоположные им 7 (семь) добродетелей.

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным смерти души.

1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом - гордость до самообожания.

2. Сребролюбие. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд. (то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.
 Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём" (Мф. 5, 27. 28).
 Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, "ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит".

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился "на вся дни светло" (Лк. 16, 19).
Пьянство, употребление наркотиков.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев.
 Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.


Грехи вопиющие к небу:
 Вообще умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключённых в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их.

Грехи хулы на Духа Святаго:
 Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.



О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям

1. Любовь. Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
 Бездействие телесных чувств при молитве. Молитвенная сила, побеждающая грех. Отступление всех страстей.
 Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения…

2. Нестяжание.  Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.

3. Целомудрие.  Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.

4. Смирение.  Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие.
 Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
 Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.

5. Воздержание.  Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.

6. Кротость.  Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

7. Трезвение.  Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе.
 Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: игорь от 14 Май 2013, 16:46:55
 :)
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Миндаль от 14 Май 2013, 16:56:58
игорь, отключите caps lock ,не нужно кричать мы и так слышим.
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: игорь от 14 Май 2013, 17:02:37
 :)
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Миндаль от 14 Май 2013, 17:11:44
игорь, кнопочка на клавиатуре есть caps lock,она переключает буквы из заглавных  в строчные. Не пишите всё заглавными буквами,это читается как крик,а кричать всё же не стоит.
Ещё бы попросила ставить знаки припинания, иначе читается как каша и не всё воспринимается так как вы хотели бы.
Мне понятно о чём вы говорите,с некоторым соглашусь.
И, в споре рождается истина т.к. мы можем увидеть разные стороны одного и того же,главное не ругаться.
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Колибри от 14 Май 2013, 17:12:36
ХОРОШИЙ ВОПРОС ОТ ТОЙ КТО СЧИТАЕТ СЕБЯ ХРИСТИАНКОЙ

Вы не поняли меня! Это риторический вопрос и ответ на него я знаю.

ВАШЕ УЧЕНИЕ РАСХОДИТЬСЯ С ОБРАЗЦОМ ЗДРАВОГО УЧЕНИЯ

"Мое учение" вовсе не мое и оно  никак не расходится с мнением Церкви (Церковь, которую Христос основал, и та Церковь, которую не одалеют врата ада).

БОГ СКАЗАЛ ВСЕ ЧТО НУЖНО И НИЧЕГО НЕ ЗАБЫЛ
Разве я сказала, что Бог что-то забыл? Просто вы говорите, что Он не говорит с нами больше, может, вы просто не хотите услышать Его???
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: игорь от 14 Май 2013, 17:27:14
 :)
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Красна Девица от 14 Май 2013, 17:40:54
игорь, хотела бы Вам настоятельно порекомендовать отключить заглавные буквы. И не писать одно и то же сообщение в различных темах. Я сейчас их буду удалять. Интересующимся людям будет достаточно одного сообщения.
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: игорь от 14 Май 2013, 17:46:51
 :)
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: игорь от 14 Май 2013, 17:48:35
девица извините исправляюсь
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Красна Девица от 14 Май 2013, 17:49:33
игорь, большое спасибо!
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Колибри от 14 Май 2013, 18:50:42
ЭМОЦИИ О ФИЛЬМЕ НЕ ВАЖНЫ  НО ЧТО ДЕЛАТЬ С ФАКТАМИ

Эти "факты" для тех, кто не знает православия!!! Кто с ним не знаком...

 
БОГ ГОВОРИТ НО НЕ ПРОДОЛЖАЕТ УЧЕНИЕ .
Никто не дописывает Библию, просто вы пытаетесь перечеркнуть 2000- летний  опыт христианства, назвать его ненужным. Перечеркните опыт своей жизни, назовите его ненужным, и... суйте пальцы в розетку!!! Как думаете, что произойдет, так вот опыт вашей жизни - как опыт всей Церкви, его если вычеркнешь, будет больно и придется начинать все сначала, и не факт, что в правильном направлении.
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: игорь от 14 Май 2013, 19:24:31
 :)
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Колибри от 14 Май 2013, 21:02:41
опыт церкви выше слова Бога тем самым умоляя его

Нет я рассматриваю опыт Церкви, лишь через призму и в соответсвии Божьего Слова!!!
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: игорь от 14 Май 2013, 21:51:54
сомневаюсь в вашей искренности . т.к. в библии повторюсь нет и намека на происходящее о чем смотрели и о чем выше общались.  я оставляю вас в покое.
для общего спокойствия удалите все мои письма я не против. хотя сделаю это сам.  понял что спорил зря  ведь Богу это не угодно и истина не нуждается в доказательствах и защите
\что смог стер\ подскажите как мне выйти из регистрации этого сайта . заранее спасибо.
Название: Леденец похвалы и пустота тщеславия
Отправлено: Миндаль от 15 Май 2013, 14:45:55
подскажите как мне выйти из регистрации этого сайта
Игорь,не горячитесь.
Возможно кому то Ваши слова будут полезны.