Перед созданием темы или сообщения следует прочесть:  Правила форума

Автор Тема: Грудное вскармливание в истории христианства  (Прочитано 824 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн YulyaАвтор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Благодарностей: 2
Юлия Пальчевская (сертифицированный консультант по грудному вскармливанию, православная матушка)
С молоком матери
«Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11.27).     
Кормить грудью – это одновременно так просто, и так сложно. На протяжении практически 7500 лет  вопрос, чем кормить новорожденного ребенка никогда не возникал, так как природой заложено кормление младенца грудным молоком. Это был единственный естественный способ выжить. Подобные вопросы стали волновать умы начиная лишь с прошлого века. Этому способствовало множество причин: переход к индустриальному обществу, промышленный прогресс, непродолжительный отпуск по уходу за ребенком, изобретение адаптированных молочных смесей и прочие блага цивилизации.  За более комфортные условия жизни мы платим, как минимум, нашей естественностью и здоровьем.
Во всех священных книгах, Библии, Коране, Талмуде, а также в жизнеописаниях и сочинениях святых отцов есть упоминание о грудном вскармливании. Образы кормящей матери можно увидеть на иконах, фресках, в живописи и т.д. Кормлению грудью придавался практически сакральный смысл. Причем изображение обнаженной груди не влекло за собой сексуального подтекста, в отличии от современных ее интерпретаций.
Особое место грудное вскармливание занимало в христианской традиции.  «Кормление грудью - это первая и важная обязанность молодой матери-христианки в отношении новорожденного. И исполнять ее она должна сама, подражая в этом великим библейским женам: Сарре, Анне-пророчице, матери пророка Моисея и другим (Быт.21,7-8, Цар.1,22-24, Исх.2,7-9, Фес.2,7), - пишет Епископ Варнава (Беляев) в книге «Основы искусства святости»[1].
Сарра родила сына Исаака в глубокой старости и это не помешало ей выкормить его грудью. «Дитя выросло и отнято от груди: и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак был отнят от груди» (Быт.21.8 )  К слову, в те времена детей кормили долго – минимум 3 года, а после окончания кормления устраивали большой праздник.
Будущего пророка младенца Моисея, которого нашла  дочь египетского фараона, выкормила молоком не египтянка, а его соотечественница. И, вероятно, с молоком он и впитал любовь и привязанность к своему народу.
О кормлении грудью речь идет и в Новом Завете. Одна женщина, уверовавшая во Христа, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11.27).  В Книге Псалтырь встречается также упоминание о грудном вскармливании: «Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у груди матери моей» (Пс.21.10). В Толковой Библии дается такая интерпретация этих строк: «Вероятно мать Давида, когда кормила ещё его своей грудью, говорила ему о Боге, и вместе с молоком матери он воспринял высокое понятие о Нем, благоговение и преданность Ему»[2].
Еще один момент: «Душа была во мне, как дитя, отнятое от груди» (Пс.130.2). Комментарий таков: «Отказываясь от всяких надменных помыслов, душа успокаивается в Боге, как младенец после принятия пищи на лоне матери»[3]. Так символично изображено кормление грудью.
 В «Песни песней» говориться: «О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей!» (Песн.8.1). То есть молочное родство столь же значимо, как и кровное.
 О грудном вскармливании находятся упоминания и в апостольских текстах: «…мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес.2.7).
 Очень емкое и яркое сравнение кормления грудным молоком и таинством причастия дает святой Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе»: «Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь? Кто дал тебе в пищу плоть созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух ее, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь. Или, как прежде в младенчестве ты питался матерью и жил ею, ее молоком, так теперь, выросши и ставши греховным человеком, ты питаешься Кровью своего Жизнедавца, дабы чрез то был жив и возрастал духовно в человека Божия, святого; короче: чтобы как тогда ты был сыном матери, так теперь был бы чадом Божиим, воспитанным, вскормленным Его Плотию и Кровью, паче же Духом Его - Плоть и Кровь Его дух суть и живот суть, - и соделался наследником Царствия Небесного, для которого ты и сотворен, для которого и живешь»[4].
В отношении грудного вскармливания очень интересно и показательно жизнеописание родителей преподобного Сергия Радонежского, святых схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. «Между тем родители стали примечать в младенце нечто необыкновенное: если матери случалось вкушать мясную пищу, младенец не брал ее сосцов. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Думали, что ребенок болен. Но, однако, осмотрев младенца со всех сторон, они видели, что он не болен и что на нем нет явных или скрытых признаков болезни: он не плакал, не стонал, не был печален. Но и лицом, и сердцем, и глазами младенец был весел и всячески радовался и ручками играл. Наконец обратили внимание на время, когда младенец не принимал сосцов матери». Оказалось, что во время беременности мать Сергия Радонежского строго соблюдала посты, и младенец привык к такому положению вещей, поэтому требовал пост и после рождения. Когда Мария стала строже соблюдать пост и совсем перестала употреблять мясную пищу, младенец, кроме среды и пятницы, дней поста, всегда питался ее молоком. А когда его отдали на кормление другой женщине, он не взял грудь. Признавал только молоко своей матери. Преподобный Епифаний пишет: «Это было знамение, означающее, что от благого корня благая ветвь не оскверненным молоком должна быть вскормлена. Этот ребенок с детства был почитатель Господа, еще в самой утробе материнской и после рождения он к набожности был склонен и от самых пеленок Господа познал, к посту привыкал, и материнским молоком питаясь, вместе с вкушением этого молока воздержанию учился; и, будучи возрастом младенец, не как младенец поститься начинал, и младенцем воспитан был в чистоте, и более благочестием, чем молоком, вскормлен был; и до своего рождения он избран был Богом...»[5].
Икона Божьей матери «Млекопитательница», которую можно часто увидеть в храмах, напоминает о том, что Богородица родила и вскормила молоком Господа Иисуса Христа. Следовательно, это можно считать эталоном того, как должно делать. В этом контексте сознательный отказ от грудного вскармливания можно расценить как преступление перед своим ребенком и перед Богом.
Молочко для ребенка -  это не только единственно полезная  и вкусная пища. Это намного большее благо. С молоком ребенок получает любовь, силу и защиту своей матери. Ребенок с молоком получает всю основную информацию о мире и учится в нем жить. При этом не теряется преемственность поколений. Отсюда и выражение: «впитать с молоком матери»… Сегодня можно отметить повсеместную тенденцию возрождения грудного вскармливания. Все большее количество матерей стараются кормить малышей грудью, при этом увеличивается и продолжительность периода кормления. По статистике только 4% женщин в мире по объективным причинам не могут кормить грудью, для остальных  96% никаких препятствий нет. Поэтому: мамочкам – желания, терпения и любви, а деткам – приятного аппетита!!
Молитва Божией Матери Млекопитательнице
Тропарь, глас 3-й:
 Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без матери прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже не престай молити избавитися от бед душам нашим.
Кондак, глас 5-й:
Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.
Молитва:
 Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.
Литература:
[1] Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики (четырехтомник), 1928г.
[2] Толковая Библия Лопухина под ред. А.П. Лопухина. Приложение к журналу «Странник», СПб.: 1904-1913гг.  2122 стр.
[3] Там же.
[4] Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. СПб.: 1905г.
[5] Житие преподобных Кирилла и Марии, Радонежских чудотворцев. Электронный ресурс 2008. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/821150.html