Перед созданием темы или сообщения следует прочесть:  Правила форума

Автор Тема: Цвет и дети  (Прочитано 2900 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн TatKoАвтор темы

  • Диагноз: Острая недостаточность сказочных событий в повседневной жизни...
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4741
  • Благодарностей: 256
(Из книги по психологии "Цвет в нашей жизни" (М. Купер, А.Мэтьюз))

Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, играют и увлекаются им. Однако реакция детей на цвет совсем не такая, как у взрослых. Если вам предстоит общаться с детьми, если вы-отец, бабушка или учитель, цвет должен стать вашим союзником. Но вы должны правильно пользоваться языком цвета. Дети оперируют с ограниченной палитрой, которая расширяется по мере того, как они взрослеют.
Цвет - это одна из первых характеристик, которую различают дети. Все мы слышали о том, что младенцы видят только белое и черное (свет и мрак). Молодые родители часто красят детскую комнату в черно-белые тона, покупают черно-белые игрушки, погремушки и другие принадлежности. Но в промежуток от шести недель до двух месяцев ситуация кардинальным образом меняется.
Сначала дети начинают различать красный цвет (вот почему этот цвет получил название самым первым!). Затем они воспринимают другие яркие цвета, в том числе и желтый. Маленьких детей неодолимо тянет к ярким цветам. Многочисленные академические исследования, как и результаты нашей собственной работы, говорят о том, что с возрастом цветовые пристрастия детей изменяются.

До десяти лет многие дети называют любимым цветом красный (или розовый) и желтый. Но после десяти лет они начинают предпочитать синий. Мы считаем, что это связано с процессом взросления и способностью испытывать различные оттенки настроения. Цветовые предпочтения детей сильно связаны с половой принадлежностью. Сколько бы исследований ни проводилось, ученые всегда приходят к выводу, что большинство маленьких девочек предпочитает розовый, лавандовый и фиолетовый.
Маленькие мальчики любят черный и другие темные тона больше, чем девочки. Мы часто задавались вопросом, является ли подобное пристрастие врожденным или приобретенным, культурно обусловленным. Взрослые бессознательно приучают мальчиков и девочек любить разные цвета, выбирая для них одежду и игрушки. Точного ответа дать невозможно, но мы скорее склонны думать, что тяга к разным цветам является врожденной. Это очень сложная проблема, которой еще предстоит быть решенной. Знают ли об этом производители игрушек?
Пройдитесь по магазину игрушек и посмотрите на многочисленных Барби, а затем зайдите в отдел других игрушек. Заметили разницу? Производители игрушек знают о цветовых пристрастиях детей очень хорошо. Детей мгновенно тянет к тем цветам, которые им нравятся. Производители детских товаров знают о цветовых предпочтениях детей и используют цвет, чтобы привлечь внимание маленьких покупателей и продать им свой товар (то есть продать их родителям, которые не в состоянии устоять перед слезами любимого чада).
Как и компании, производящие товары для взрослых, производители детских товаров используют те же самые стратегии - цветовая характеристика торговой марки, подчеркивание определенных свойств при помощи цвета. Динозавр Барни фиолетовый-это часть его образа. Многие маленькие дети, у которых не было особых оснований любить этот цвет, позитивно реагируют на него, потому что это "цвет Барни".
До появления маленькой русалочки Ариэль у кукол редко были красные волосы или зеленые платья. Теперь же, если ваша дочка захочет нарядиться на Хэллоуин русалочкой, вам придется сделать ее волосы красными и купить ей зеленое платье. А маленький Супермен выберет для своего наряда синие, желтые и красные цвета. Говоря о цветовом подчеркивании определенных свойств, половая идентификация является лишь одним примером.

Вы можете проверить это на собственном опыте. Попробуйте убедить маленького мальчика, что подарки в розовых пакетиках предназначены для него. Обратите внимание на упаковку детских мюсли в магазине. Если упаковка яркая, бросающаяся в глаза, значит, производитель рассчитывает на детей. Некоторые родители считают, что продавцы и производители слишком цинично играют на чувствах маленьких детей.
Но вспомните, сколько раз цветовое усиление мобилизовало детей на позитивные поступки, например, подталкивало их к чтению. Доктор Сейс отлично умел манипулировать цветовыми сигналами. Его странно окрашенные животные рассказывали детям, что стоит лишь им войти в их мир, как их ждет масса развлечений и удовольствий. Цвет - это отличное средство управлять детьми и подростками. Это средство используется самыми различными способами и приводит к самым разным результатам.
Интерес детей к цвету используют не только производители и продавцы детских товаров. Вы можете применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.
Сначала давайте посмотрим, как дети познают цвет. Дети учатся распознавать и отличать разные цвета задолго до того, как узнают их названия. Они указывают на яркие предметы, еще не умея сказать "красный", "желтый" или "зеленый". Названия цветов дети усваивают в возрасте от двух до пяти лет. Девочки обычно запоминают названия цветов раньше мальчиков. Разумеется, все дети развиваются по - разному, поскольку взросление связано с состоянием нервной системы. Если вы хотите помочь детям научиться распознавать цвета, постарайтесь сделать так, чтобы дети учились этому на предметах соответственного цвета.

Вот типичные ассоциации, доступные среднему ребенку.
Желтый - бананы, лимоны, солнце.
Красный - яблоки, помидоры.
Синий-джинсы, небо.
Зеленый - горошек, трава, листья.
Серый-слон, свинья.
Коричневый - медведь, кора деревьев.

Исследования показывают, что, когда вы показываете ребенку картинку, на которой изображено синее яблоко, и спрашиваете его, что это такое, детям требуется больше времени, чтобы узнать изображенный предмет. Разумеется, если вам доводилось общаться с маленькими детьми, вы уже знаете, что может произойти. Синее яблоко может показаться им смешным. Это свидетельствует о том, что в ребенке развивается чувство юмора, умение смеяться над нескладным и неправильным.
Зайдите в книжный магазин. Вы найдете там массу книг и пособий, с помощью которых ваш ребенок быстро научится распознавать цвета. Некоторые из них имеют страницы, на которых изображены предметы одинакового цвета: например, лягушки, зеленый горошек и листья деревьев. Эти предметы способен распознать даже младенец. Порой такие книги написаны в стихах, чтобы ребенку было легче запомнить цвета и связанные с ними предметы. Очень полезны в обучении детей и головоломки-паззлы.
Игрушки также помогают детям усвоить названия основных цветов. Но познания детей о цвете не исчерпываются книгами и игрушками. Мир вокруг них представляет им массу полезной информации. Чтобы ребенок запомнил названия цветов, можно использовать все, что угодно. Какого цвета его любимый сок? Любимое одеяло? Какого цвета молоко, трава, мамина губная помада? Какого цвета этот осенний лист? А тот? А вон тот?

А теперь приятные новости. Как только ребенок научился распознавать и называть цвета, цвет помогает ему усваивать новую информацию. Моя пятилетняя соседка Сара научилась узнавать родной штат Иллинойс на карте США, потому что он был фиолетовым. А затем она запомнила другие штаты, где жили ее родственники, и в этом ей тоже помог цвет. Она быстро запомнила расположение штатов и могла их найти на любой карте. Представляете, как была удивлена эта кроха, когда, полетев на самолете, она обнаружила, что штаты совсем не того цвета, как она думала! Родители всегда хотят научить своих детей правилам безопасности.
Мы обнаружили, что цветовое усиление определенных свойств помогает детям усвоить, что является опасным. Помните. что человеческий глаз сразу же замечает сочетание желтого с черным, а мозг автоматически воспринимает это сочетание как сигнал опасности. Используйте эти цвета, чтобы пометить те предметы, с которыми ребенок не должен играть. Можете пометить желтым маркером те комнаты, куда ребенку не следует заходить и где он должен быть особенно осторожным.

САМОВЫРАЖЕНИЕ
Еще одно очень важное свойство цвета - это использование его в целях самовыражения. Дети любят знать правила, он они любят и делать глупости. Дети, которым позволяют рисовать самостоятельно, дают самим выбирать цветные предметы для своей комнаты, разрешают самим выбирать себе одежду, обладают большей уверенностью и способностью к самовыражению.
Помните, что выбранный ими цвет может оказаться совсем не тем, какой бы вам хотелось увидеть. Моя внучка Анна, когда ей было четыре года, вечно выбирала совершенно не подходящие к остальной одежде носки. Ей это позволяли, ее даже хвалили, и она с радостью выражала себя, как ей хотелось. (К тому же подобный подход позволил ее родителям избежать длительных поисков носков, которые загадочным образом теряются при стирке. Ребенок носил то, что хотел. В выигрыше оставались обе стороны.)

Цвет - это очень полезное средство для выражения эмоций, особенно тех, которые ребенку трудно выразить словами. Многие исследования подтверждают наличие взаимосвязи между цветом и настроением. Давно замечено, что, прослушав веселую сказку со счастливым концом, дети начинают рисовать желтыми мелками. После же грустной сказки их тянет к коричневым карандашам. В результате одного исследования было доказано, что дети связывают светлые тона с позитивными эмоциями, а темные - с негативными.

Какое настроение вашего ребенка? Он счастлив, возбужден. печален, напуган или сердит? Психотерапевты учат детей различать чувства, называть их, обсуждать свои чувства позитивным образом, используя цвет. Эта техника называется "Раскрась свою жизнь". Ее предложил психолог Кевин 0'Коннор. Наилучшие результаты она дает у детей старше шести лет, которые знают названия цветов и понимают собственные чувства.
Психолог предлагает ребенку лист белой бумаги и набор из восьми-девяти мелков основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, серый, черный и так далее. Ребенка просят выбрать определенный цвет для называемого чувства. Часто возникают такие сочетания: красный - гнев, оранжевый - радость, серый - одиночество. Затем ребенку дают чистый лист и просят нарисовать собственные чувства.
Например, если он иногда счастлив, а иногда печален, то может использовать разные цвета, связанные с определенными настроениями. Очень интересно наблюдать за тем, какие цвета выбирает ребенок, в каких количествах он их использует и в каком порядке они следуют.
Какую бы цветовую активность вы ни выбрали, чтобы занять своего ребенка, будет лучше, если вы позволите ему самому выбирать цвета. Если вы будете настаивать на том или ином цвете, ребенок может взбунтоваться. А если вы совершите цветовой промах, то ситуация станет еще хуже. (Кстати, если вы хотите обезопасить себя в преддверии детского праздника, на котором будут и девочки, и мальчики, выбирайте цвета, не имеющие половой принадлежности - например, красный, темно-фиолетовый или иссиня-зеленый.)

Цвет- это замечательная безопасная область, в которой дети начинают утверждать себя. Будьте осторожны: цветовые пристрастия дети распространяют не только на себя, но и на вас. Моя замечательная внучка, которая любила носить странные носки, была абсолютно убеждена, что сексуальное черное платье ее матери совершенно не подходит для Барби (которой было нужно что-нибудь розовенькое).
К счастью, ее мать, знавшая, что подобные слова следует принимать с оговоркой, умела одеваться на детские праздники. По мере того как дети взрослеют, их цветовые предпочтения становятся все более важными.
Таким образом, дети пытаются избежать давления, влияния извне и отстаивают свою самостоятельность. В возрасте от пяти до десяти лет, когда все большее значение в жизни ребенка имеют школьные приятели и окружение, дети расширяют свои цветовые горизонты. Некоторые, особенно девочки, гордятся тем, что у них есть одежда разных цветов. Такие дети любят рисовать самыми разными цветами. Они просят купить им наборы карандашей из сорока восьми или шестидесяти четырех цветов. А уж девяносто шесть - это вообще предел мечтаний! Другие, особенно это касается мальчиков, расширяют свои цветовые пристрастия, включая цвета любимых спортивных команд или видов спорта.

Дети любят цветные продукты питания, которые не нравятся детям противоположного пола и взрослым. Конечно, взрослому трудно понять любовь ребенка к синим червякам из жевательной резинки! И мальчики, и девочки в этот период испытывают мощное влияние средств массовой информации. Привлекательными цветами для них становятся цвета любимых персонажей из телепередач или мультфильмов. Особенно нравятся детям искусственные цвета, на которые столь щедро наше время. Такие краски могут иначе преломлять свет, быть металлизированными, перламутровыми или сверкающими.
Детям нравятся игрушки, меняющие цвет при изменении угла зрения. Когда ребенок становится подростком, его стремление к новому и не испытанному ранее расширяется, и цветовые пристрастия не составляют исключения. Слова "практичный", "классический" или "популярный" для подростков не существуют. Больше всего они хотят получить то, что кажется для их родителей совершенно неприемлемым. Синий лак для ногтей? Здорово! Коричневая губная помада? Класс!
Подростки - прирожденные цветовые лидеры. Их страсть ко всему новому и необычному-вот движущая сила рынка. Для компаний, производящих товары для подростков, особенно для девочек, ассортиментное доминирование является вопросом выживания. Они должны постоянно предлагать различные цветовые решения, включая самые неожиданные и непривычные. Разумеется, то, что нравится производителям товаров для подростков, не всегда устраивает родителей этих самых подростков

Те из вас, у кого есть дочери-подростки, наверняка слышали от милых девочек язвительные замечания относительно собственной одежды и внешности: "Ты же не собираешься накрасить глаза этими старыми тенями?", "Неужели ты собираешься надеть юбку такой длины - и такого цвета?" Хотя большинство мальчиков-подростков не указывают родителям, во что им одеваться, но в глубине души они давно уже решили, машину какого цвета они собираются купить. Естественно, что этот цвет окажется самым ультрамодным.
Если вы живете в реальном мире, то ваши дети взрослеют. И большинство из них забывают о своем цветовом радикализме и становятся более прагматичными. Порой они даже сожалеют о своем юношеском максимализме. У меня до сих пор сохранилось пляжное полотенце моей дочери Нэнси. На нем сочетаются ярко-оранжевый цвет, фиолетовый и зеленый. Когда-то она его безумно любила, потому что мы позволили ей выбрать его самостоятельно. Девочка почувствовала себя взрослой. Зато когда она теперь видит это чудовище, она всегда говорит мне: "Мама, как ты позволила мне купить эту ужасную вещь?"