Автор Тема: Полезные ссылки для ОПИП или дополнительного обучения школьников  (Прочитано 1234 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ТанюшонокАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14217
  • Благодарностей: 604
  • Пол: Женский
  • Что могу сделать для тебя сегодня?
перепост от daisy_spb
Цитировать
Девушки, кто уже начал физику или кому до физики еще очень далеко, потрясающие лекции Курс "Физика в опытах и экспериментах", чтобы заинтересовать на будущее
http://www.getaclass.ru/course/fizika-v-opytah-i-eksperimentah

а кто начал проходит физику, курс лекций доя 7 классников от физмат лицея
физика для семиклассников
http://www.youtube.com/playlist?list=PLf419wiBR4B15FTf8yUKOQPvhO28HnS6S

и интересная лекция из интернет урока, игрушечная физика
http://interneturok.ru/ru/school/uchyonye-detyam/uchyonye-detyam/zanimatelnye-videolektsii/igrushechnaya-fizika?seconds=0&chapter_id=2304
Всеволод родился 27.07.2016г.
Виктория (25.12.1994), Влас (30.10.2003), Вениамин (03.12.2005), Влада (16.02.2010), Вадим (10.07.2012)

Оффлайн ТанюшонокАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14217
  • Благодарностей: 604
  • Пол: Женский
  • Что могу сделать для тебя сегодня?
перепост от daisy_spb
Цитировать
по английскому отличный ресурс для аудирования, очень хорошо сделан, все диалоги нарезаны на фразы, можно и так сяк слушать, я как фанат английского языка, пропадаю там по вечерам
http://puzzle-english.com

но не представляю, когда мой ребенок дорастет до самого начинающего уровня там
Всеволод родился 27.07.2016г.
Виктория (25.12.1994), Влас (30.10.2003), Вениамин (03.12.2005), Влада (16.02.2010), Вадим (10.07.2012)

Оффлайн ТанюшонокАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14217
  • Благодарностей: 604
  • Пол: Женский
  • Что могу сделать для тебя сегодня?
Всеволод родился 27.07.2016г.
Виктория (25.12.1994), Влас (30.10.2003), Вениамин (03.12.2005), Влада (16.02.2010), Вадим (10.07.2012)

Оффлайн Рагнеда

  • Рагвалодаўна
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7511
  • Благодарностей: 337
  • Пол: Женский
  • Антон13.03.1996 Денис11.07.2007 Катя-19.08.2008
Счастье не находят, его создают.

Оффлайн Рагнеда

  • Рагвалодаўна
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7511
  • Благодарностей: 337
  • Пол: Женский
  • Антон13.03.1996 Денис11.07.2007 Катя-19.08.2008
Информация из одной группы в вайбере-очень ценная для меня и для мам, я думаю, у кого лети испытывают сложности с математикой
Раз есть запрос, села писать про математику, и поняла, что сначала надо написать о некоторых базовых вещах, касающихся вообще обучения.
Не поняв и не приняв этого, можно долго топтаться на одном месте.

Для более доверительного чтения, я педагог, психолог, последние годы училась  в Канаде, знаю многие новые данные наук и практических школ, в теме домашнего образования лет пять уже точно.

1. Не все дети развиваются одинаково. Я бы сказала наоборот, все дети развиваются по-разному. Что одному доступно в четыре, другому только в восемь, и я совершенно серьезно. К сожалению, благо доступности всеобщего образования превратилось в обязаловку, в том числе и по закону, и мы просто не можем ждать, когда придет восемь лет, и ребенок созреет. У нас просто опека ребенка заберет, и все на этом. Поэтому приходится выбирать из двух зол меньшее - обучать все равно, хоть ребенок до некоторых вещей еще не дорос, не созрел.
2. Все вещи, касающиеся обучения, доступны ребенку тогда и только тогда, когда у него вполне сформировались все стороны сенсорного развития. Без нормальной сенсорной интеграции многие функции головного мозга спят, многие связи не сформированы. Пожалуйста, запомните, обучение доступно только с хорошей сенсорной интеграцией. И я здесь говорю не только о мелкой моторике, а о всех сторонах сенсомоторного развития ребенка. Чтобы лучше понять, о чем я говорю, УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ ПОСМОТРЕТЬ ВСЕГО ОДНО ВИДЕО, чтобы понять, где сейчас ваш ребенок в этом плане.
Вот оно.
https://www.youtube.com/watch?v=9XMsJV_djec

Поэтому мало того, что вы обратили на это внимание, продиагностировали (но не ведем к специалистам, если что не так, я вас умоляю, просто своими силами восполняете пробелы постепенно, в видео все понятно, как), приняли во внимание, а  перед учебой что делаем? - правильно, хорошенько занимаемся сенсорной интеграцией. Ну и без шуток мальчики воспринимают информацию практически только в движении. Усаживая мальчика, мы говорим его умственному развитию "умри", со всеми вытекающими из этого последствиями. Это то, что недоступно пониманию ни министров, ни учителей, ни воспитателей, да просто они об этом не знают, а если и узнают, ничего не смогут с этим сделать. Хотя это возможно. Взять, к примеру, школы российского академика В.Жохова. Там это учтено.
Причем не надо бояться, что ваш ребенок дома все познает в движении, а в школе, если надо, не сможет сидеть за партой. Сможет как раз. Купите ребенку конторку, у нас, например, такая
https://mebel.by/info_goods.php?GD=9765
и ребенок сможет заниматься в движении.
У нас, например, при наличии парты, ребенок (девочка) почти все время занимается не за партой, а  за конторкой - стоя. Это позволяет сохранить нормальный здоровый позвоночник, плюс постигать вещи активно. Ломоносов, например, работал стоя за конторкой. Вообще, на эту тему можно посмотреть видео с Базарным, он хорошо объясняет.
Еще на эту тему, я думаю, многие уже слышали и участвовали, есть такая помощь для родителей, как упражнения мягкой школы. Причем не обязательно именно ждать, когда у нас в Минске будет очередной семинар, платить деньги (хотя это здорово, но мало доступно, тем более, многодетным). Можно скачать вот это видео и заниматься дома, там минуты с десятой показаны и объяснены комплексы упражнений. Это прекрасно также и для развития хорошего телесно-эмоционального контакта с детьми.
https://www.youtube.com/watch?v=V3EpzPlLnoQ

3. И еще одно очень важное замечание, дети должны много играть, и не просто много, а очень много. Без этого не происходит нормального развития ребенка. К сожалению, посадив его за парту слишком рано, мы лишаем его игры и, как следствие, нормального развития. И если ваш ребенок увлечен игрой (не на гаджете, а настоящей игрой), не тяните его за рукав заниматься. Найдите время, когда у него передышка от игры. Можно вообще сказать, что игра важнее прописей и тетрадок, и это будет научное утверждение, уже доказанное, но, увы, совсем недоступное для понимания людьми нашей страны. Учеба - да, важно, но не раньше, чем на это будет ПОЛНОЦЕННО СПОСОБЕН ребенок. Логическое мышление, абстрактное мышление, способность воспринимать, прослеживать и устанавливать причинно-следственные связи придут полноценно не раньше 11 лет!!!!!!!!!!
Поэтому вся начальная школа - это, прежде всего, игра.

Счастье не находят, его создают.

Оффлайн Рагнеда

  • Рагвалодаўна
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7511
  • Благодарностей: 337
  • Пол: Женский
  • Антон13.03.1996 Денис11.07.2007 Катя-19.08.2008
про математику
сразу помечу, я буду пользоваться термином "яндексим", так как гугл выдает не такие результаты, а вот именно яндекс то, что надо))))))))))))))

Итак, в младшей школе максимально играем.
например, у нас была игра
https://poznaika.by/uchimsya-schitat
Это очень хорошая игра, так как она именно складывает представление о счете, а не о цифрах как знаках. То есть, соотносит счет, цифры, количество, состав числа, подкреплено все это тактильными ощущениями. Сын в пять лет состав чисел в пределах десятка освоил играючи, практически без меня. Советую, хотя, она и детская, на малышей от четырех.

Хороший вариант - магниты на холодильнике, желательно круглые, чтобы не отвлекать внимание на форму. И магнитные цифры. Один магнитик - сопоставляем с цифрой один. Два - цифрой два и т.п. При счете, например, два красных круглых магнита и один желтый круглый выкладываете, считаете, потом то же цифрами. Ну и в таком духе. Полезно все, что связано с тактильным ощущением.

Полезно, когда играете в ходилки, чтобы ребенок сам считал точечки на кубике, кубик лучше чтоб был большим. потом можно взять два кубика, пусть складывает, сколько надо походить.

Игры Никитина.
Вот здесь
https://www.semjaigraj.by/catalog?search=%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B+%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0&yclid=2423743336664537608
или здесь
http://malumnik.by/category/bp-nikitina
или здесь
https://www.umka.by/shop/5-7.html
то, что доступно у нас в Минске
А вообще, вот здесь
http://nikitiny.ru/igri_nikitinyh
можно сложить о них для себя представление и скачать кое-какие вещи.

Это, конечно, практически всё геометрия, например, "сложи узор" - это хит у моих детей, и сейчас четырехлетка с удовольствием складывает, а младшая с полутора лет очень любит выкладывать простые линии по цветам - сама, глядя, как старших это увлекает.

Математический планшет очень любят дети, именно в этом варианте
https://poznaika.by/matematicheskiy-planshet
там методичка хорошая с возможными узорами, а вообще идет с самого раннего возраста

Про Банду умников, детям нравятся "турбосчет", "геометрика", племянникам нравится "цветариум", но у нас пока его нет.

"Сложи квадрат" тоже нравится, обычно складывают дети раньше, чем там на упаковке возраст указан. Там три уровня.

Также про счетные палочки. Не просто на них считаем, а берем, яндексим "схемы из счетных палочек картинки" или "картинки из счетных палочек" и видим массу прекрасных вариантов, распечатываем, дети берут листик и сами выкладывают по образцу. Не хотят по образцу, не настаиваем. Это тоже очень полезное занятие.

Понятное дело, что конструкторы - это тоже математика. Лего, обычный "полесье", есть много разных вариантов. У нас части даже называются "однушка" "двушка" "трешка" "четырешка", дети хорошо сами понимают и пользуются такими названиями, даже в три года. Лего не обязательно по схемам. Скопилось две корзины лего, схемы от них вклеила в большую отдельную тетрадь формата а4, если хотят, пользуются, если не хотят, придумывают свое, по простым схемам ориентируется даже четырехлетка, сложные собирает пятилетка.
Есть умные конструкторы, например, российский стеллар, фанкластик, engine (очень советую, на нем можно даже физику изучать на некоторых наборах)

Что касается письменных пособий, не начинайте с них рано. Например, у Жени Кац есть математика для четырехлеток тетрадь и для пятилеток. НЕ надо в этом возрасте, только навредит. Рано еще писать. Пусть играет. В шесть можно взять пособие для четырех-или пятилеток у Жени Кац, смотря по уровню понимания математики на данный момент, и начинать лучше всего именно с нее. На ярмарке на Даумана подешевле найдете. И начинайте с этого, а то в 6 для неподготовленных шестилеток - сложная тетрадь. Однако, если ребенку не идет, откладываем. Не надо настаивать, позже ребенок созреет, сам возьмет с полочки и начнет делать. Помните, что при наличии образовательного пространства ребенку становится интересным что-то не тогда, когда ему говорят "возьми", а когда он до этого созреет. (очень важное замечание, одно из самых важных, которые нужно запомнить всем на СО)

И еще у Жени Кац есть - для многодетных - очень хорошая книга с играми на счет для нескольких детей (с подвижными, дворовыми и всякими)
https://chitatel.by/catalog/2480/525328/
это новое издание, как я понимаю, а старое было вот такое, если что
https://www.livelib.ru/book/1000539853-pirog-s-matematikoj-zhenya-kats

Для счета за пределами десятка вариант подороже, хорошо работает.
Покупаете десять коробок карандашей, одинаковых, по качеству можно самых дешевых, но если хотите, чтобы потом, после освоения программы, ваши дети еще ими и рисовали в будущем, то можете и нормальные купить. Желательно, чтобы цветов в одной коробке было больше десяти (на перспективу). Раскладываете карандаши по десять в одной кучке одного цвета (то есть, например, 10 желтых карандашей, 10 зеленых и т.п.) и каждую кучку перевязываете резинкой. У вас получатся десятки. Десятки - это то, что ребенку нужно не только осознать умом, но и пощупать, потрогать. Этого мне в детстве, кстати, очень не хватало. Как вариант, десятки с яйцами, но это плохой вариант, так как сальмонеллез, хрупкость яиц и т.п.
Можно, конечно, и счетных палочек столько купить и разложить по цветам, тоже вариант. Но честно сказать, карандаши большие, десяток увесистый, чисто тактильно и визуально грандиознее и притягательнее, что ли. И далее все числа мы выкладываем при помощи десятков карандашей. 12 - это один десяток берем, прямо в резинке, вот он, десяток, и две единички вынимаем из другого десятка. Потом при складывании чисел тоже будем пользоваться десятками и единицами из карандашей. Дальше, думаю, понятно, описывать все не буду. Конечно, это те же счеты, но более тактильно ощутимые. И счеты, говорилось уже, нужны.

Еще у Никитиных есть таблица "сотни". Очень советую. Методика работы на ней и сама таблица.
http://nikitiny.ru/Tablica-sotni
Не помню, можно ли там скачать саму таблицу, но я заяндексила "таблица Никитина сотни картинки" и нашла отличный вариант, распечатала. А вообще, с пишущими с детьми самим такую таблицу сделать и даже вывести неплохо.

Готовка сама по себе - это хорошая математика, по рецепту. Там всегда есть что отмерить, что насыпать, что посчитать.

Дроби.
Дочке в 7 лет понравилась очень у Никитина игра с описанием, можно сделать самим.
http://nikitiny.ru/Drobi
К тому же, очень нравится игра у Банды умников "Делиссимо", нравится даже четырехлетке, однако соображать в ней начнут не раньше семи))).

Таблица умножения
Можно учить еще в дошкольном возрасте - с самых простых вещей. Дети понимают, что такое "взять два раза по три" или "два раза по пять", это очень полезно, особенно в быту.
В Банде Умников есть "этажики", детям нравится, даже пятилетке.
У Никитиных хорошая игра, можно сделать самим,
http://nikitiny.ru/Tablica-Pifagora
Счастье не находят, его создают.

Оффлайн Рагнеда

  • Рагвалодаўна
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7511
  • Благодарностей: 337
  • Пол: Женский
  • Антон13.03.1996 Денис11.07.2007 Катя-19.08.2008
про развитие речи и воображения

Мы беседуем за едой. Конечно, когда я ем, я глух и нем. Это для безопасности. Но, честно говоря, я мало себе представляю детей, которые за едой чинно-благородно сидят и молчат)))))))).
Поэтому мы играем.

1. Всем известная игра - в слова. По часовой стрелке называем слова - чтобы новое слово начиналось на ту букву, что была последней в предыдущем слове: арбуз - звезда - абрикос - сыр и т.п. При этом взрослые стараются напрячься и  подбирать слова для расширения словарного запаса ребёнка. Например, тригонометрия - ягуар - ртуть - танкист - трубопровод - двустишие и т.п. Дети будут, конечно, спрашивать, что означают слова, и расширять словарный запас.
2. Очень полезная игра. Один человек загадывает слово. Остальные пытаются это слово отгадать, для этого задают вопросы. При этом загадавший слово отвечает только на те вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". (Это называется "общие вопросы") Когда угадывается слово, очередь загадывать переходит к следующему сидящему по часовой стрелке.
Польза игры в том, что дети учатся различать категории вещей. Например, мы учим в такой игре не перебирать отдельные предметы: это сыр? Это колесо? Так можно век играть. Учим их мыслить категориями: это съедобное? Например, да. Это сладкое? Это производят на заводе? Или  если несъедобное: это явление природы? Это живая природа? Это животное? Это млекопитающее? И т.д.
Сначала дети слушают, как играют родители между собой. Потом и сами с удовольствием подключаются.
3. Преддверие разбора по частям речи.  По часовой стрелке называем слова, которые отвечают на вопрос: кто? Кто ошибается, должен назвать три таких слова. Через какое-то время переключаемся на вопрос: что? Потом на какой? Что делает? Как? 
Таким образом ребёнок научится различать части речи. Только не надо их пока загружать словами "существительное", " глагол" и т.п.  Попозже узнают. Пусть пока будет просто игра.
4. Ещё можно играть в загадки-определения. Взрослый придумывает определение предмета или явления, а дети должны это угадать. Например, это предмет мебели, у которого четыре ножки и спинка. Ответ: стул.  Или еще: это часть часового механизма, которая крутится. Ответ: шестеренка. Определения не должны быть слишком научными или непонятными. Когда дети много таких определений отгадают, сами захотят попробовать.
5. Чрезвычайно полезная игра и, пожалуй, самая любимая у детей - это составление сказки устно по часовой стрелке. Каждый должен придумать одно предложение. Сначала могут играть родители. Или сразу с детьми. Родители могут разнообразить сюжет. Поиграв пару раз, дети так увлекаются, что придумывают все интереснее и смелее. Очень помогает развитию устной речи.
6. Игра для маленьких и не очень: что тебе больше нравится. Дети почему- то её любят. По часовой стрелке задаем вопрос следующему рядом сидящему: что ты больше любишь, и какая-то альтернатива дальше. Например, что ты больше любишь, молоко или кефир? Второй собеседник отвечает. Эта игра помогает учиться формулировать альтернативные вопросы. А любят её дети, потому что на каком-то этапе привязанности им важно понимать взрослого, знать его и самому быть познанным.
7. Игра в загадки. Сами придумываете загадки, все, что угодно, например, у чего есть ноги, а ходить не умеет? (стол, например) Детям нравятся такие, они сами начинают придумывать позже.
8. Игра в "загадай число". Помните, в детстве нас поражала эта игра? Взрослый: загадай число. Ребенок загадывает. Взрослый: а теперь отними от него два. А теперь прибавь один. И так далее. Смотря по подготовке ребенка. А теперь отними придуманное число. У тебя получилось столько-то. Вы выдаете ответ, и ребенок в шоке: мама, а откуда ты знаешь, ведь ты не знаешь, что я загадывала? Если не открывать секрет, детям интересно, как раз тренируются в устном счете.
9. Игра "представь". Задаете ситуацию. "Представь, что ты идешь по лесу. Что ты видишь?" Или "Представь, что ты пишешь книгу. О чем она?" Чем разнообразнее ваши вопросы, тем интереснее.
10. Не за едой еще прекрасная игра "испорченный телефон", можно сделать его уточненным, например, передаем слова на букву "в", передаем выражения с предлогом "на" и т.п.
Счастье не находят, его создают.

Оффлайн Рагнеда

  • Рагвалодаўна
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7511
  • Благодарностей: 337
  • Пол: Женский
  • Антон13.03.1996 Денис11.07.2007 Катя-19.08.2008
Про чтение.

Не надо учить читать с пеленок. Это даже где-то вредит. С пеленок ребенок познает мир,  реальные вещи,  знакомится с их именами -  названиями. Со временем он учится слушать сказки,  истории,  потом понимает,  что есть буквы.
Мы ждем созревания интереса ребенка к письменному тексту. Конечно,  в доме есть буквари и магниты с буквами,  есть карточки с буквами,  плакаты.
Можно при желании и кубики Зайцева - но только при желании и с осознанием,  что с ними надо будет работать,  и что они не всякому ребенку понравятся.
Главное - когда ребенку ЗАХОЧЕТСЯ читать. А ему захочется а)  если вы читаете сами бумажные книги, б)  если вы читаете ребенку,  в) и если ребенок дома,  а не в саду, г) если в доме есть хорошие детские книги с приятными иллюстрациями.

Старшую дочь я еще учила читать, следующий по возрасту старший сын уже научился читать сам - к пяти годам. При этом следующий сын на это не способен,  я уверена,  но он до этого дорастет,  и за уши тянуть его не имеет смысла.
Вообще,  по многочисленным исследованиям,  среднестатистический мальчик по развитию на год младше девочки. Не понятно,  почему до сих пор в первые классы не набирают наряду с семилетними девочками восьмилетних мальчиков - ведь так образовательный успех был бы намного бОльшим.

Так вот,  рекомендую букварь Ольги Соболевой. Очень интересно и грамотно составленное пособие.
Но букварь - это не главное. Это из области книг в наличии))).
Буквы должны быть в жизни: в поликлинике на дверях мы их видим,  на автобусном маршруте,  на этикетках,  на упаковках - крупные, на объявлениях,  в театральной программке, даже в сборниках нот. Находите их с малышом везде,  просто для понимания их важности. И если ребёнок захочет изучать,  можно лепить букву из пластилина,  из теста, придумать,  на что она похожа, сказку про нее вместе с малышом,  образ. Какая она? Выкладываем из бусин,  из пуговиц,  из лент,  вырезаем из бумаги, выкладываем ягодами на пироге. Прилепляем изучаемую букву магнитом на холодильник.

Я сразу знакомила с понятием "гласная", буква любит петь,  у нее голос хороший,  крепкий, долгий,  поэтому она гласная. Можно петь вместе с буквой.
Согласная - она дружит с гласной, она сама петь не умеет,  только бубнеть или шуметь, или звенеть,  или жужжать,  но не петь. Она слушает прекрасное пение и пытается подражать гласной,  но ничего не получается. Ребенку очень смешно,  когда родитель пытается изобразить попытки согласной:бббббб,  иди тттт, ну ничего не получается! Зато согласная восхищается гласной и дружит с ней,  стоит рядом и вместе они складывают слоги.
Это все,  понятно,  не за раз, и понимание таких абстракций придёт не сразу.
Есть игра "стану отличником", там методика собирать буквы в слова по образцу на карточке.
http://dominoshka.by/stellar_01124
Детям нравится,  полезная. Карточки можно делать самим,  потом старшие дети младшим.
Там,  кстати,  еще и цифры для составления примеров есть.

А вот мягкие и твердые трогать не стоит, чтобы не путать. Это сложная тема,  и сложная она именно из-за неграмотных реформ,  когда из языка убрали буквы несколько раз в истории, и невозможная для понимания в нежном возрасте. В этом плане в программе разбор по мягкости - твердости идет неоправданно рано, и именно благодаря ему дети становятся безграмотными.
Однако программа требует,  и если не в первом классе,  то во втором требование знать это будет. 
Поэтому такая подсказка: в первом классе можно говорить о твердости, там путаницы не будет: ба, но, лу, зы, дэ мы без проблем напишем. Аоуыэ смягчают рядом стоящую согласную,  и слог звучит твердо. На кубиках Зайцева это хорошо ощутимо. И записывать уже пишущим детям твердые слоги можно при помощи кубиков Зайцева - так нагляднее,  у кого есть. Но необязательно.
А вот с мягкостью дело обстоит сложнее. Речь про йотированные гласные.  Ягода,  слог "я" это звуки й и а.  Будьте уверены,  что ребенок с несформированным логическим и абстрактным мышлением таи начнет писать,  йагода. И так сейчас дети пишут. И сколько ни объясняй,  что это буквы,  а то звуки,  это в большинстве случаев бесполезно.
Поэтому лично я объяснять не буду столько,  сколько это будет возможно.
Ну это лично я. Каждый сам берет ответственность за свое обучение.

Еще картина из жизни. После родительского собрания подходит мама плохо читающего ребенка к учителю и рассказывает: мы читаем каждый день! Он так не любит,  но я его заставляю!
То есть человек не видит,  в чем дело.
Пожалуйста,  не заставляйте детей читать. Примените методы интереса, игры, фантазию.
Я сделала детям  книгу про буквы,  на страничке буква,  под ней вырезала картинки с изобажением картинок слов,  начинающихся с этой буквы. Большими печатными буквами подписала слова под картинками. Детям очень нравится. Сами могут читать. Еще есть книги-панорамы, книги с тематичнскими картинами,  где нарисованы картинки и подписаны,  главное,  чтобы НЕ мелкими буквами.
А заставлять - значит отбивать охоту.
Все дети от природы любознательны,  и обязательно захотят читать, если только они к этому созрели и не отягощены тревогой.
Счастье не находят, его создают.

Оффлайн Рагнеда

  • Рагвалодаўна
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7511
  • Благодарностей: 337
  • Пол: Женский
  • Антон13.03.1996 Денис11.07.2007 Катя-19.08.2008
Теперь про письмо. Были уже хорошие посты про письмо,  где-то повторюсь,  наверное.
Но главное
1) не спешить с письмом,  не учить,  пока у ребёнка не будет к этому интереса,  когда ребенок готов, он сам берет и пишет.  Пятилетний сын стал писать буквы печатные исключительно сам. Если бы я его заставляла,  уверена,  ни одной бы буквы до сих пор не знал.

2)Письмо - это большая нагрузка на пальцы,  на косточки пальцев, на суставы. До семи лет по исследованиям письмо может быть вредным для формирующегося костного аппарата.

3) это,  к тому же,  большая нагрузка на зрение. Особенно мелкие буквы. В школе начинают с достаточно мелких букв. Надо начинать с крупных.

4) хорошая вещь писать пальцем,  окунутым в краску,  (но только если мама на это психологически способна,  я,  например,  нет),  далее пальцем на песке,  на манке,  мелом на доске, стирающимся маркером на специальной доске,  карандашом очень большой мягкости на бумаге. Писать сначала надо  ОЧЕНЬ крупные буквы. Здесь лучше всего фантазировать и придумывать сказки. Можно начать даже с самолета в воздухе,  как он летел и какие буквы описывал,  показываем с ребенком. Или как у Ольги Соболевой,  ракета летит, и ваша ручка изображает ее полет. Сказка про букву такую-то. И сочиняете,  можно вместе с ребенком. Можно взять сюжеты из букваря Ольги Соболевой. Вообще методика Ольги Леонидовны очень интересна и прекрасна,  хорошо у нее описана,  только в Минске слабо доступна,  но ничего невозможного нет - при желании.
Можно глянуть здесь
http://metodika-book.ru
и здесь
http://www.metodika.ru/books.php

5) письмо само по себе детям не интересно. Если заинтересовать каллиграфией как искусством,  то может быть,  тут уже были посты на эту тему. Другой тип детей не заинтересуется каллиграфией как таковой,  письмо применяем тогда в повседневной жизни. Домашний почтовый ящик, записки на холодильнике,  помоги,  мне,  пожалуйста,  написать рецепт в книжку и т.п.

6) если будете использовать прописи,  скажу такую вещь,  что одна тетрадь с прописями может ребенку не пойти,  другая понравится. Хорошая Ольги Соболевой Космические прописи (или Новые прописи).  Можно просто распечатать у Некина,  почитав при этом предысторию где-то на соседней странице
http://nekin.info/e24.htm

Если есть возможность выбора,  прописи должны быть не мелкими буквами,  не мельтешить,  коммуникативными (не мама мыла раму).

Еще очень интересно сделать с детьми прописи самостоятельно. Например,  берем тетрадь формата а4,  ребенок вырезает из журнала детского или картинок ненужных какого-то героя,  наклеивает, придумываем про него небольшую сказку,  мама пишет пару предложений печатными буквами,  чтобы ребенок сам мог прочитать,  ребенок может сам что-то нарисовать по
сюжету,  а потом мама заходит в генератор письменного текста,  набирает там продолжение сказки,  распечатывает,  ребенок прописывает,  приклеиваем в книгу. Поначалу это может быть всего слово или пара слов, потом больше. И так,  с каждой новой буквой история будет продолжаться,  или это будут новые истории,  но у письма будет практический смысл,  книгу ведь сначала пишут и рисуют прежде,  чем печатать))).

Генератор письменного текста можно найти здесь
http://tobemum.ru/deti/kak-nauchit/generator-propisi/

Важное замечание, много раз обсуждавшееся. Детям очень уязвимо,  когда за письмо ругают. Это и правда очень трудоемкий процесс,  сложный,  а мы со своей колокольни или в плохом настроении любим назвать написанное каракулями. Неудивительно,  что многие так и не любят письмо.
Здесь нужно много терпения,  такта и - игры. Куда это буковка полетела? Надо вернуть ее на дорожку,  т.е. на строчку.  А вот самая красивая буква,  принцесса или кто там еще,  можно придумать что угодно.

Еще на этапе собственно письма можно использовать кубики Зайцева,  у кого есть. Это поможет научиться грамотному письму. Пишем слово "колбаса", значит,  сначала выкладываем его кубиками ко-л-ба-са, пишем "юбка",  выкладываем ю-б-ка,  и ребенок записывает в тетрадь. Заодно он видит,  что не йупка,  а юбка. Проверено многими людьми.
Счастье не находят, его создают.

Оффлайн Рагнеда

  • Рагвалодаўна
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7511
  • Благодарностей: 337
  • Пол: Женский
  • Антон13.03.1996 Денис11.07.2007 Катя-19.08.2008
отвечаю на вопрос  "Расскажите, пож, вы играете в обучаюшие игры по принципу "во что хотим", или пытаетесь как-то планировать или предлагать детям те или иные игры, чтобы и на воображение, и на логику, и на сенсорику. Короче, есть ли у вас какой-нить "игровой учебный план"?

со старшей дочерью я, конечно, занималась. с остальными - коллективно - в плане пластилина, бисера, поделок, рисованием красками.  Постарше даже заниматься специально не надо стало, дети имеют каждый свою коробку с красками, пластилином и т.п., берут их сами, берут, если хотят, альбомы, методички, и рисуют, лепят, мастерят, вырезают. Прекрасные вещи получаются. То, что надо по программе, из труду, рисования, мы с дочкой смотрим видео мастер-классы, и она делает сама, либо ищем картинки по нужной теме в яндекс картинках, дочка выбирает то, что ей понравилось, изготовляет.
Что касается игр, когда игра новая, я играю в нее с детьми, чтобы они представляли себе, как это работает, потом они с удовольствием играют между собой. На выходных мы подключаемся с папой к играм, которые выбирают дети.
Никакого "образовательного плана" с играми я не имею. Ребенок должен выбрать то, что его интересует, сам. Вот представьме, что ваш муж пришел домой, поел, и вы ему говорите, дорогой, давай вместе почитаем. Он вам отвечает, нет, у нас сегодня по плану игра на флейте. А вам и не очень-то хочется на флейте играть. Если бы он сказал, прости, дорогая, но мне очень хочется с тобой поиграть на флейте, это одно. Но "у нас по плану то-то" - это совсем другое, и не имеет смысла как такового.
Что касается выполнения программы, конечно, я ее читаю, знаю ,что по какому предмету надо знать. Знаю, как этому можно научить, придумываю новое, использую то, что есть. У нас нет фиксированного расписания, что вот в 9.45 у нас пение, а в 12.30 письмо. Скорее, это происходит так. После заватрака ребенок выбирает, что он хочет сегодня пройти, например, человек и мир. Или за завтраком мы затронули интересную тему, тогда мы займемся ею, будем исследовать, может, почитаем про это, посмотрим, или изобретет ребенок что-то, что задумал. А может, он увлечен уже игрой с утра и просит доиграть. И доигрывает. Ничего нет страшного в том, чтобы ребенок пришел на занятия позже, но насыщенным игрой с любимыми сиблингами.  Или вообще не пришел. Иногда, если знаю, что аттестация приближается, когда что-то недоделано, конечно, могу и сказать, что вот сегодня надо это догнать. И это ребенок тоже принимает. А если не принимает, принимаем ребенка в слезах тщетности и двигаемся дальше))).
Все занятия у нас организованы по полкам в закрывающемся шкафу, который старшие умеют открывать, младшие - нет. Занятия лежат в коробочках в корзинах, каждый берет, что хочет. Правило сложить назад прежде, чем брать новое. Но если игра ролевая и большая, нужно несколько сразу, спрашивают, разрешаю, берут. Младшим даю сама, что просят. Есть такая идея, каталог этих занятий: фото каждого занятия в альбомчике, дети листают альбом и выбирают себе игру, занятие, а потом достают. Но я пока не реализовала еще, только сфотографировала.
Счастье не находят, его создают.