Перед созданием темы или сообщения следует прочесть:  Правила форума
1234

Автор Тема: Раннее развитие  (Прочитано 1898 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн KASSANDRAАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9036
  • Благодарностей: 214
Раннее развитие

Казнить нельзя помиловать

Лично я - противник любого "развития", ибо развитие само по себе физиологично и не нуждается в дополнительном "стимулировании".

Другое дело - любовь и принятие в семье - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, уважение маленькой личности, организованная с пониманием потребностей малыша развивающая среда дома, общение со сверстниками раза 2 в неделю...

***

"О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить.

Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности.

Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее. И чрезмерное увлечение ими может быть не только вредно, но и опасно.
Разницу чувствуете?
Есть на ночь пирожные вредно, а есть незнакомые грибы — опасно. Так и с ранним развитием.

На мой взгляд, первая и главная опасность занятий для малышей заключается в их прекрасном маскировочном эффекте.

Приведу пример из жизни.
Я знаю семью, у которой ребёнок в полтора года выучил названия многих экзотических животных: он знает жирафа, бегемота, кашалота, знает марки машин и даже делает попытки разобраться в видах динозавров.

Всему этому его учат с шести месяцев по специальной программе. Свободное время родители занимаются с ним по карточкам, водят на кружки. Однако выяснилось, что у ребёнка тяжёлые нарушения в работе мозга. Дело в том, что он узнавал животных только на конкретных карточках. Когда же ему подарили несколько книг с авторскими иллюстрациями, он не смог узнать на них даже кошку. Ребёнок думал, что «жираф», «бегемот» и «кашалот» это названия карточек. На поверку оказалось, что у ребёнка трудности с абстрактным мышлением и воображением.

Этот пример иллюстрирует довольно частую проблему: родители считают, что залог успешного развития лежит в постоянной занятости.

С ребёнком всё время занимаются, ребёнок демонстрирует чудесную память.

На этом основании родители делают вывод, что воспитывают гения. На самом же деле их ребёнок отстаёт в развитии.

Вы замечали, что эрудитов на порядок больше, чем интеллектуалов? И что хорошая память при скромном уме встречается гораздо чаще, чем она же при уме блестящем?

Всё потому, что запомнить гораздо легче, чем подумать.

Выучить 100 существительных легче, чем научиться использовать один глагол

А освоить глаголы действия «идти», «стоять», «сидеть» легче, чем такие выражающие личные потребности слова, как «пить», «есть», «писать».

Ещё сложнее запомнить «нет». И уже совсем сложно — «да».

Благодаря кружкам развития у нас появляются двухлетние дети, знающие наизусть весь атлас животного мира, но не способные попросить пить или сказать «нет».

Более того, я встречала детей, которые в два года не умели нюхать, дуть на горячее. Видимо, им не давали ароматную краюшку хлеба или красивый цветок, приговаривая «понюхай, как вкусно пахнет».

Не учила мама, что нужно подуть, если не хочешь обжечься кашей. Встречала детей, которые не знают слов «больно», «болит», даже в форме «бобо».

И ладно бы речь шла только о запущенных случаях, где семьи детьми не занимаются. Нет, такие дети есть и среди тех, кого постоянно водят развиваться.

Среди трехлеток имеются такие, кто знает несколько десятков и даже сотен иностранных слов, но не умеет одеваться, застёгивать липучки, вешать одежду на крючок и самостоятельно чистить зубы.

Играть действительно нужно

Люди не верят, когда им говорят, что ребёнок учится через игру. И учится от близких. Не верят, что для ребёнка в полтора года важнее «Школы семи гномов» является возможность потрогать кошку, собирать два часа пылинки с пола, измазаться в грязи и слепить свой первый снежок.

Не верят, потому что им просто и доступно никто не объясняет, а доверять априорным утверждениям наш человек не привык.

В 2013 году ООН была вынуждена закрепить право на игру в Декларации прав ребёнка.

Основная задача поправки — борьба с коммерциализацией детства, сверхзанятостью ребёнка и некомпетентностью родителей.

Почему игра важна в жизни ребёнка

Возможно, родителям, которые не оставляют ребёнку свободного от занятий времени, стоит почитать немного о работе зоологов, этологов.

Тех, кто изучают фундаментальные поведенческие законы всех живых существ. Тогда они узнают, что не удастся выпустить на волю хищников, которые с младенчества росли одни и не имели партнёров для игры.

Известный зоолог Ясон Бадридзе в ходе работы по воспитанию в неволе готовых к самостоятельной лесной жизни волков выяснил, что волки не смогут охотиться, если они не играют друг с другом в детстве.

Более того, для игры им нужен максимально сложный ландшафт.

Волчата, которые воспитывались у Бадридзе в пустом вольере, не могли научиться охоте. Они элементарно не умели предугадывать, по какой траектории побежит олень, на какой скорости нужно его перехватывать. Они не могли организовать коллективную охоту, потому что ни один не научился рассчитывать свои силы. Зато волчата, которые играли друг с другом в догонялки посреди развалов камней, коряг, имитации леса, выросли в полноценных волков и сумели освоить охоту.

Чем интеллектуальней животное, тем важнее для него игра в детстве.

У нас, к сожалению, принято льстить себе утверждением, будто мы далеко ушли от животных.
Да, в общем-то, нет.
Не так далеко, как хотелось бы.

И нам в детстве страшно нужна игра.

Нужна возможность не просто играть, но и наигрываться вдоволь.

До усталости, до удовлетворения.
Особенно это важно для детей с творческим потенциалом.

И вместо художника получается солдат…

Второй опасный эффект кружков раннего развития в их режиме. Крайне удручают всевозможные «творческие» занятия, кружки лепки для годовалых, уроки рисования пальцами для полуторалетних.

В таком возрасте эта деятельность должна быть свободной.

Недавно в одном популярном интернет-сообществе, посвящённом раннему развитию, родители обсуждали проблему: как заставить ребёнка заканчивать занятия лепкой или рисованием по часам, как сделать так, чтобы он потом не бегал по дому с массой для лепки и не мазал краску на обои.

Детям год-полтора, а из них уже делают солдат с режимом.

Но дело в том, что творчества по часам не бывает.

Это понимала даже советская власть.
Она не могла загнать писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов и других на работу от звонка до звонка.

Но и оставить их публично неработающими тоже не решалась — это стало бы ударом для всей советской трудовой идеологии.

Поэтому в стране придумали разнообразные творческие союзы.

Они были созданы не только для контроля интеллигенции, но и с целью маскировки их незанятости.

Даже Сталин понимал, что художник не будет работать по часам.
А наши молодые мамы не понимают.

Сегодня творческие профессии приобрели огромный престиж, потому что впервые, пожалуй, в истории человечества свободный труд, возможность не иметь начальства, право самому распоряжаться собственным временем были открыто объявлены ценностью.

Людям свободных профессий общество всегда завидовало, но только сейчас стало делать это открыто.

Российские родители делятся на три равные группы: одни хотят сделать из детей чиновников, другие — успешных учёных, а третьи — творческую элиту.

Знайте же, мамы и папы:

• большого учёного не вырастет без просиживания за книгами до глубокой ночи.

• Писателя не получится из того, кто в детстве не сидел за своими стихами и первыми рассказами до утра.

• И не станет художником ребёнок, которому выдают краски строго по часам

Хотите развить в ребёнке творческие способности?

Не ограничивайте его в порыве рисования.
И в любом другом порыве.

Вопреки обывательскому мнению, художниками становятся не те, с кем с пелёнок регулярно занимаются, но те, кто имел возможность по полдня складывать в коробочку собранные с пола пылинки, кто месил руками грязь или упоенно ловил в траве кузнечиков.

Потому что у этих детей развита моторика, работает воображение и им знакомо чувство увлечённого нетерпения.

Детям, которые вместо свободной прогулки рисуют по команде в компании случайных людей кляксы, не знакомо ничего из этого.

Вашим ребёнком займутся выпускницы ПТУ.

Третья опасность, с которой сталкивается отведённый в школу раннего развития ребёнок, заключается в низкой компетенции преподавателей.

Как правило, работают в лучшем случае молодые выпускники педагогических или психологических вузов.

Много преподавателей со средним профессиональным образованием.
Или вовсе без профильного образования.

Правда такова: если у вас высшее образование, если ваша карьера позволяет вам тратить тысячи, а то и десятки тысяч рублей в месяц на занятия с ребёнком и развивающие игрушки, вероятно, вы более развиты, чем подрабатывающая в студии для малышей студентка педколледжа.

И, стало быть, общение с вами принесет ребёнку больше пользы.

Я наблюдала за занятиями в нескольких кружках.

И просмотрела много любительского видео из таких студий по всей России: увы, но часто преподаватели говорят с чудовищными ошибками, просторечиями, придерживаются устаревших методик.

Более того, в кружках и игровых комнатах чаще встречаются дешёвые однообразные игрушки и дешёвый раздаточный материал: пластик, яркие краски.

Встречаются игрушки, которые Международной ассоциацией игры названы угнетающими: всевозможные говорящие звери, поющие микрофоны, малиновые жирафы и розовые львы.

С такими преподавателями и с такими игрушками ребёнок только деградирует.

Фрустрирующее обучение

Хуже занятий на пластиковых калабашках с 20-летней студенткой для ребёнка может быть разве что развивающее телевидение.

Надо сказать, что западный мир уже пережил бум популярности развивающих видео для самых маленьких.

Так, Американская академия педиатрии с 1999 года рекомендует детям до двух лет не показывать никаких фильмов.

Войну развивающему видео давно объявили Канада, Великобритания, где объем рынка этих товаров к концу 2000-х годов оценивался в миллиарды долларов.

Ролики для детей 0+ строятся по клиповому типу: яркие картинки быстро сменяют друг друга, периодически идут громкие звуки. Это заставляет младенца завороженно следить за происходящим на экране.

Любопытный анализ такого фильма публикует Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ М. В. Соколова.

Взята одна серия фильмов для детей «Я все могу», основанной якобы на методике «Вообрази-Сообрази-Преобрази».

Оказалось, что в 20-минутном фильме вмещаются 160-170 эпизодов на 70 сюжетов по каждой выбранной тематике.

При этом в новостной программе, например, за 30 минут предлагают 70-90 сюжетов и пять-семь тем.

Как заложить основы успешного будущего и при этом не навредить ребёнку

Британская ассоциация педиатров назвала видео для младенцев глубоко опасным: оно фрустрирует ребёнка, негативно влияет на развитие мозга, портит зрение, а, главное, лишает ребёнка полезного общения со взрослыми.

Развивающие видеофильмы для детей угнетают его психику, фантазию и способность концентрировать внимание.

Если вы сажаете ребёнка перед телевизором, польза от этого только одна — вы получаете свое собственное свободное время.

Ребёнок же недополучает игры, общения с родителями и с самим собой.

Право на одиночество

Да-да, ребёнок первых лет жизни должен иметь возможность вдоволь играть и вдоволь общаться с самим собой.

Одиночество для ребёнка чрезвычайно важно.

Потому что именно в одиночестве у него начинает работать фантазия, воображение.

Ребёнок, который все время занят, все время на виду у родителей, сверстников, педагогов, не имеет возможности подумать.

Детей, которые не бывают заняты сами с собой, сразу видно. Не поверите, но они хуже говорят, медленнее соображают, меньше выдумывают.

Один из главных врагов ребёнка — миф о необходимости социализации.

О том, что он должен как можно раньше начинать общаться с чужими людьми.

В итоге родители считают, что их ребёнку будет мало общения с тридцатью случайно подобранными людьми восемь часов в день, пять дней в неделю.

Они начинают с полугода водить ребёнка на курсы якобы для установки навыков общения. Если ребёнку повезло и он не идет хотя бы в ясли, то с полутора лет его вместо яслей обязательно поведут на кружки.
Чтобы учился и социализировался.

Скажите честно, у кого из вас есть потребность по восемь часов в день находиться в коллективе из 30 человек?

С друзьями каждый день по столько часов у всех есть желание общаться?
То-то же!

Чем меньше ребёнок, тем меньше у него потребностей в общении и тем важнее для него возможность быть одному и в привычной обстановке.

Те, кто лишает своего ребёнка права увлечься игрой в одиночестве, рискуют вырастить ребёнка не просто посредственного, но и отстающего в развитии.

Что у такого ребёнка не будет воли, самостоятельности и интереса к жизни, это ещё полпроблемы. Куда страшнее, что перегруженность общением, режим и строгие занятия могут сказаться на способности ребёнка думать, размышлять, воображать.

Он будет знать по картинкам все флаги мира и всех животных саванны, но не сообразит, что делать, когда потеряется в магазине.

Если вы хотите вырастить ребёнка умного и творческого, дайте ему время для свободы.
Для лени.
Для ничегонеделания.
Хотя бы лет до десяти.

Если вам нужен исполнительный солдат с набитой информацией, словно опилками, головой, самое время записаться в кружки развития.

http://mel.fm/blog/anastasiya-mironova/4692-kogda-ran..

Оффлайн КАлина

  • Не забывайте выкидывать мусор! из ведра, из головы, из жизни!
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13506
  • Благодарностей: 296
  • Пол: Женский
KASSANDRA, Ира, спасибо.
Вероника(2000),Степан(2011),Ева(2013),Миша(2017)...бы так)))

Оффлайн KASSANDRAАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9036
  • Благодарностей: 214
КАлина, не за что....это я все в поисках истины  ::)

Оффлайн iganna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5427
  • Благодарностей: 108
  • Пол: Женский
Очень сильная статья! Подписываюсь под каждым словом!  ;D Сколько читала, изучала мнения педагогов, психологов, то все чаще звучат слова "игра", "свободная игра". Все больше говорят о вреде раннего развития в общепринятом понимании этого слова, все чаще говорят о том, что лучше, чем с мамой дошкольнику нигде быть не может.

Ждем в гости в блоге Веселые будни http://veseliebydni.blogspot.com

Оффлайн LIVIS

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2917
  • Благодарностей: 92
  • Пол: Женский
Ира, мне понравилась статья! Спасибо!

Оффлайн Lita

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4222
  • Благодарностей: 90
  • Пол: Женский
Все методики раннего развития нужны. Очень нужны
Но не для раннего развития и не для просто детей.
А для детей со сложностями со здоровьем и и с самостоятельным развитием.
Для особенных детей просто любви недостаточно. нужны разные способы воздействия на тело и мозг.

Я этот момент прочувствовала лично. С дочкой я впервые поняла ценность и пользу разных методик. И методом проб и ошибок стала искать подходящую для нее.

Те же кубики Зайцева. Вообще не нужны детям, а особенно для раннего чтения. Но очень оказались полезными одной моей знакомой семье, где мальчишке не давались буквы никак (6лет).
Юле (или мне) эта система не подошла. Наш вариант - четкость. Никакой игры в обучении. Если игра- это дурь, это несерьезно, это поиграть. По этой же причине мама не воспринимается как учитель-  с чужими дочь предельно внимательна.
И занимаемся как солдатики. От и до. Она сосредоточилась, отработала свое и пошла играть. В играх мы с ней больше упор на жизнь делаем- отношения, ситуации, чувства эмоции. То, что девочке нужнее, кмк, чем математика и соединение букв.
Яўгену 20

Оффлайн KASSANDRAАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9036
  • Благодарностей: 214
Про школу развития....у меня был и негативный и очень положительный опыт и тут сыграл сам педагог.
В положительном варианте с нами вместе занимался очень симпатишный мальчишка и такой умничка!!! В итоге у малыша начались не хилый проблемы и не только со здоровьем как я понимаю из слов педагога. А мальчик этот ходил еще в надцать кружков в этом клубе. И посещал регулярно.

Игры...есть такая игровая терапия. Продуманная наука. Я ее еще собираюсь изучать, не хватает оперативки охватить все что надо. Еще уговариваю себя попасть на семинар к Акуловой....стоит денег....пока уговорю она уедет))))
Так вот игры. Сейчас спецы мне бьют по рукам и требуют чтобы я больше играла с сыном, а не усаживала за стол. А до сих пор все логопеды верещали, что заставьте сына сидеть за столом и рааа-боооооотать!!!. У меня пошла перезагрузка.....и последним я верю...они большего добились от моего сына, хотя работы просто не початый край.
Lita, все выше написанным я хотела сказать, что нет однозначного ответа и та же Аня Симоненко на вопрос, что делать с мои любимым аутиком, сказала :"Играйте!"


Если игра- это дурь, это несерьезно, это поиграть.
ну сказка тоже сказка, но это не мешает ей выполнять множество функций и не только развлечение....Так и игра, может она все же бывает разная....Это мысли в слух, не претендую на истину.
Она сосредоточилась, отработала свое и пошла играть. В играх мы с ней больше упор на жизнь делаем- отношения, ситуации, чувства эмоции. То, что девочке нужнее, кмк, чем математика и соединение букв.
прости потеряла мысль....а над чем вы работаете от звонка до звонка???

Оффлайн Lita

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4222
  • Благодарностей: 90
  • Пол: Женский
Ира,  это специфика моего ребенка- жить на полную катушку- замечать только то, что ее касается в непосредственный момент, тут же забывать то, что было.  весь такой фонтан- брызнуло и утекло. она вся и во всем.
цифры, буквы, поры года и всякая  требутень ее конкретно не касаются. она рада любой поре года и искренне не понимает, зачем им имена.
Ей все равно, как называется животное- хомячок или кролик- главное что он мягкий и мимишный :).
Вот как-то так. и чтобы как-то чему-то научить, А реалии нашей жизни требуют этого, надо ее вырывать из этого потока эмоций , ограничивать пространство столом и стулом и долбить, долбить и долбить одно и то же по 100 раз. в начале было сложно (та же нейрокорреция  давалась невероятными усилиями), но если я выполняла главное условие-  постоянство и постепенность , результат был.
как говорила Анна Владимировна- пусть вытягивает себя привычкой.
привычку работать и работать мы заимели.  и я несказанно счастлива- я теперь не боюсь школы , как боялась ее раньше, хотя вполне себе допускаю, что проблемы будут.
ну вот когда я усадила ее за стол, мне пригодились некоторые методики обучения чтению, например. какие-то арифметические фишечки.
С пацанами я горя не знала- рассказала, можно по дороге домой из магазина, они поняли и запомнили и знают что с этим делать. с дочкой этот номер не пройдет. просто сказал и понятно- не про нее. для нее мы достали заброшенные в дальний угол счетные палочки, метаматический набор, комплекты развивающих пособий,с ней мы рисуем домики, буквы поем  и малюем и что только мы с ними не делаем, чтобы запомнить и понять.
музыка железновых шикарная штука для понятия ритма и пр. жалею, что забыла о них и только сейчас вспомнила.
а игра- это игра. и играем тоже. но тема игр больше о жизни, об отношениях, о чувствах

вообщем я считаю, что дочка живет полной жизнью и без математики и пр премудростей, но в силу требований социума я вынуждена ею заниматься тем, что нам обеим, наверное не так надо, как социуму.
« Последнее редактирование: 03 Март 2017, 20:54:33 от Lita »
Яўгену 20

Оффлайн Lita

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4222
  • Благодарностей: 90
  • Пол: Женский
ну сказка тоже сказка, но это не мешает ей выполнять множество функций и не только развлечение....Так и игра, может она все же бывает разная....Это мысли в слух, не претендую на истину.

в нашем случае сказка- это очередная эмоция. прочти я хоть 20 раз сказку 12 месяцев, дочка так и не научится распознавать названия месяцев и ассоциировать их с временами года.
Яўгену 20

Оффлайн KASSANDRAАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9036
  • Благодарностей: 214
Литочка, на биоакустическую коррекцию не хотите сходить. Говорят очень не плохо выстраиваются нейронные связи.

Оффлайн Lita

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4222
  • Благодарностей: 90
  • Пол: Женский
Яўгену 20

Оффлайн KASSANDRAАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9036
  • Благодарностей: 214

Оффлайн Lita

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4222
  • Благодарностей: 90
  • Пол: Женский
Спасибо.
Написано красиво.
Надо посмотреть.
Яўгену 20

Оффлайн KASSANDRAАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9036
  • Благодарностей: 214
Написано красиво.
в живую все круче....уговариваю мужа прикупить аппарат....цену мы еще не смотрели)))))))))

Оффлайн Lita

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4222
  • Благодарностей: 90
  • Пол: Женский
Я так поняла, кроме аппарата нужно и умение увидеть, какие волны у мозга и что они значат.
Я, как великий скептик, слабо верю в простые решения сложных задач.
Возможно, помогает и кому то очень. Но очень редко бывает- заплатил и решил проблему.
Всё чаще и чаще прихожу к выводу- что основная помощь бесплатная.
Имхо, в наших вопросах надо искать соотношение цены и качества. Т.к. Вопросы не быстрорешаемые и деньги нужны и нужны и нужны.
А все эти новшества стоят немало.
Яўгену 20